«И Слово стало плотью, и обитало с нами;
и мы виделиславу Его» (Ин 1,14).
Сегодня мы осознали, что вся человеческая история произошла на маленькой планете (Земля), которая вращается вокруг звезды среднего размера (нашего Солнца), являющейся частью множества 200 миллиардов звёзд и планет, составляющих нашу галактику. Это всего лишь одна из сотен миллиардов галактик во Вселенной. И это ещё не всё. Астрофизики говорят нам, что вся известная материя и энергия одновременно составляют всего 5% от общего количества: остальные 95% материи и энергии Вселенной неизвестны.
Столкнувшись с этими невообразимыми масштабами, наша человеческая малость впечатляет. Но более двух тысяч лет назад псалмопевец написал: «Когда взираю я на небеса Твои- дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8,4-5). По сравнению с огромной обширностью космоса человек кажется ничем. Но псалмопевец продолжает: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс 8,6).
Откуда исходит это достоинство человека, являющегося крошечной пылью в океане космоса?
В Евангелии Рождества говорится: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1,14).
Папа Франциск сказал, что «Рождество — это новость, исходящая из периферии, ставшая сердцем мира за одну ночь, и она является носителем спасения».
Бог,всемогущий создатель необъятности вселенной, захотел родиться в небольшом незначительном уголке нашей земли (в Палестине), в считавшейся в то время очень маленькой деревней (в Вифлееме),в убогом хлеву, став маленьким ребёнком, как наши дети, которые приходят на свет этого мира.
В Рождество мы возвещаем это невероятное Событие, которое могло бы не произойти,но произошло и действительно продолжается происходить сегодня: Бог, живущий и желающий идти по всему миру в поисках сердца каждого человека, чтобы исцелить и наполнить его своей любовью.
То, что Слово стало «плотью», не означает всего лишь, что Бог стал человеком, а то, что Бог, сделав себя человеком, взял на Себя всю нашу хрупкость и слабость.
У древних Отцов Церкви был прекрасный образ: «солнце стало фонарем», Слово как будто ослабело добровольно, уменьшилось, как будто оно забыло, что является Богом. И всё это ради того, чтобы мы почувствовали Его по-человечески близким. Никто, созерцая сцену Рождественских яслей, не может обвинить Господа в том,что мы любимы на расстоянии, что Он не понимает наших потребностей до конца.
«Только лишь событие воплощения в конце концов заставляет нас поверить, что материя может быть признаком Бога. Это не материя подстраивается под Бога, а именно сам Бог сходит в неё. Бог, становясь человеком, выполняет то, что было невообразимо: конечное, что не имело возможности вмещать в себе Бога, теперь по Его благодати содержит Его» (Из катехизиса Бенедикта XVI).
Второй Никейский собор утвердил, что: «Если кто-то не признаёт, что Христос, наш Бог,может быть ограничен, по человеческой природе, будет анафема».
Бог настолько всемогущ, что способен сделать Себя маленьким и достичь нас через воплощение. Вот почему евангелист Иоанн после заявления «Бога не видел никто никогда», сразу же добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). Святой Павел пишет против любого гнозиса и синкретизма: «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2,9).
«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2,10-11), это не пустые, не риторические слова. Мы действительно нуждаемся в Тебе, Иисус. Господь, ты нам нужен. Конечно, всё это не происходит автоматически.Мы сегодня в нашем мире и в нашем обществе, как и пастухи 2000 лет назад,сталкиваемся с вызовом. Мы тоже, как и они, слышим великие слова, но видим мелочи. Глаза пастухов, первых, кто пришёл поклониться Богу, ставшему человеком, видели только младенца, хрупкого и нуждающегося.
Мы тоже могли подумать: «Возможно ли то, что такое бедное и обычное существо, как младенец, возможно ли, что Бог, ставший человеком, может встретить меня в обычных обстоятельствах каждый день? может ли Он быть ответом на наши тревоги? на наше ожидание быть освобожденными?».
Мы все христиане призваны выбирать между мёртвым Христом, обозначенным в законах и традициях, которые защищают нас и живым Христом, который хочет встретить эту человечность, которую он окончательно принял и искупил. «Слово стало плотью и осталось плотью», — сказал Августин.
Вызов, открывающийся всем, верующим и неверующим, заключается в том, чтобы сегодня,как и в первый день, сдаться тому факту, что спасение, сила Бога приходят в нашу жизнь не через известные формулы или необычные чудеса, а в тусклом свете и в неоднозначности конкретной истории: Младенца Вифлеема. Истории, какой она была именно для Марии и Иосифа, и мы рассказываем эту историю не в давнопрошедшем времени, а в настоящем.
Ангелус Силезиус в своём «Херувимском страннике» пишет: «Это зависит только от тебя: Ах, если бы твоё сердце могло бы стать яслями! Бог бы снова родился на земле».
Папа Франциск:«Рождество — праздник веры в Сына Божьего, который стал человеком, чтобы вернуть человеку своё сыновнее достоинство, потерянное из-за греха и непослушания. Рождество — это праздник веры в сердца, которые превращаются в ясли, чтобы принять Его, праздник веры в души, которые позволяют Богу вырастить на стволах их нищеты побеги надежды, милосердия и веры».
+ Аделио Дель Оро
Епископ Карагандинский