Роль монашествующих сестер в жизни Церкви

Роль монашествующих сестер в жизни Церкви

И вот неделю спустя, как и обещали, начинаем вас порционно знакомить с отрывками из книги «Земные десятилетия» юбиляра этого года о. Вацлава Поплавского. В его книге важное место занимают воспоминания о священниках, стоявших у истоков Католических приходов современной казахстанской церкви. Но начать мы решили с главы о монашествующих, которые сыграли не меньшую роль (возможно, порой и большую), чем священники.

Люди по-разному посвящают себя Богу. Церковь в своих молитвах ежедневных часто молится о призваниях к священству и монашеству. Люди, решившиеся навсегда отдать свою земную жизнь служению Богу через священство или монашество, являются опорой Церкви. Немыслима литургия без священнослужителей, ибо сам Христос основал свою Церковь и в Великий Четверг дал право Апостолам совершать ежедневно то, что он совершал на Кресте. Невозможна и жизнь Церкви без Марии Магдалены, без тех женщин, которые следовали всегда за Христом и Апостолами, помогая им в житейских трудностях.  А сегодня тысячи и тысячи монахинь в мире своим трудом помогают Церкви также во всем, в чем нуждаются люди на пути к вечности.

История монашества в этих краях началась, видимо, в 50-е годы, когда здесь появились первые священнослужители. Примером может служить Зеленогайский приход со своими близлежащими селами, когда отец Джепецкий помог возродить среди католиков-переселенцев первые группы монашества третьей ступени святого Франциска, как их называли «терциатки». Это были польки, живущие в своих семьях, но духом объединенные в молитве. Иногда даже в семье не подозревали, что они живут по каким-то особым правилам. Помощь их Церкви была ощутима, в чем признавался сам отец Бронислав. Сейчас даже трудно выразить, в чем она состояла. Может, в том духе, которым наполнялись сердца людей, общающихся с этими женщинами. Можно выделить села как Каменка, Камышенка, Первомайка, Шортанды, город Акмола (Целиноград), где сестры кроме розария объединялись и мирским монашеством.

В 60-е годы в городе Макинске смогли обосноваться сестры из Прибалтики. Они, наверное, были первыми в этих краях сестрами монахинями. Несмотря на сильные притеснения, даже репрессии, они несли правду людям.

Хочется немного подробнее рассказать об истории Макинских сестер-монахинь. Сам город Макинск – это небольшой городок, расположенный в северной части Акмолинской области, территория которой уже начинает соседничать с лесными массивами. Природные условия резко отличаются от южных районов области. С 1936 года сюда поселялись многие из тех, кто был привезен в эти районы. Большую часть католиков составляли немцы, поляки и другие национальности из Прибалтики.

В 1962 году в Макинск из Латвии приехали две сестры-монахини Конгрегации от Бедного Младенца Иисуса. Это были Лаздане Бронислава, монашеское имя Вероника-Мария, которую обычно звали сестра Вероника, и Лейце Бронислава, монашеское имя Езыф-Мария, которую все звали сестра Мария. Они оставили свой монастырь, так как в Прибалтике, как и во всем бывшем Союзе, были закрыты монастыри, запрещены все монашеские объединения и ордены. В 1963 году к ним приехали Новик Эмилия, монашеское имя Мария Козмас, которую все так и звали мирским именем сестра Эмилия, и Бришка Бронислава, монашеское имя Мария-Пасторелла, которая вскоре уехала в Ригу из-за болезни. В 1976 году приехала сестра Рудгаавис Янина, монашеское имя Тезерия-Пия, но зовут ее все сестра Янина.

Тяжело складывалась жизнь сестер-монахинь в Макинске. Слабое знание русского языка, незнакомый край, преследования с первого дня приезда – все это усложняло жизнь. Они к этому и стремились, так как здесь не только тяжелый труд, но и горе людей дает возможность быть ближе к людям. Сестра Вероника Лаздане рассказывает, как они начинали знакомство с людьми, в котором они нуждались. Однажды она услышала, что в одной из палат лежит тяжело больная женщина. Выбрав свободную минуту, она прошла к ней. Больная была с высокой температурой и бредила. Сестра помогла ей чем могла и собралась уже уходить, как вдруг услышала слова, которые никак не могла услышать здесь.  Больная произнесла: «О, Иисус, Мария!». Сестра Вероника, не веря своим ушам, подошла ближе к больной. Самое удивительное было то, что эти слова произносились на латышском языке. Она прислушалась и услышала, как больная четко выговаривала опять эти слова. Так сестры познакомились с проживающими в Макинске переселенцами из Латвии.

Прошло еще время. Сестры-монахини все больше и больше знакомились с верующими. Стали посещать молитвенные дома не только в Макинске, но и в ближайших селах. Это, конечно, было замечено сразу теми, кто неустанно следил за ними. Начались вызовы в органы, обыски, полный контроль всей корреспонденции. Макинские сестры-монахини были занесены в черный список охраны. Это еще больше усложнило жизнь. Чувствовалось давление отовсюду как на работе, так и дома. Даже на улице слышали колкие слова в свой адрес. Всякие попытки как-то помочь людям в познании веры, Слова Божьего истолковывались властями как антигосударственная деятельность.

Несмотря на большие трудности, сестры делали все, чтобы чем-то помочь людям  в вере и познании Истины. Подготавливались дети к первому причастию, давались самые необходимые знания в катехизации людей, подготавливались к Таинству брака молодые семьи. Вся эта работа дала возможность начать работу священнослужителям, которые стали посещать эти края. Первым из ксендзов приехал в Макинск в 1968 году Тагаулиц Юрий, священник-монах из ордена Капуцинов. Монашеское имя имел Богдан, поэтому его все звали на немецкий лад Готлиб. Он обслуживал не только Макинск, но и Кокчетавскую область и пробыл здесь до 1974 года. С 1975 года часто бывал здесь отец Альбинус Думблаускас из Литвы, отец Кашуба. Два года пробыл в Макинске отец Карл Киселевский, обслуживал и Красноармейск, где скоропостижно скончался и где похоронен. В 1981 году работал здесь ксёндз из Польши Козера.

Говоря о совместной работе сестер-монахинь со священнослужителями в этих краях, хочется обязательно рассказать о посещении Макинска и других приходов области ксендзом из Польши в 1981 году. Это профессор, доктор Ежий Левинский, ныне работающий в Гродненской духовной семинарии в Белоруссии.

В те годы, когда само слово «ксёндз» или «монахиня» вызывало негодование и злую иронию, отец Ежий проехал в сутане из Польши до самого Макинска, побывал в Целинограде, Шортандах, Алексеевке и многих других приходах Целиноградской и Кокчетавской областей. Сестры в Макинске вспоминали с большой благодарностью отца Ежия Левинского. Долгие годы хранилась магнитофонная запись песен, которые разучивал отец Ежий с молодежью. Его смелость в службе Богу и людям передавалась не только сестрам, но и всем верующим. Конечно, надо было иметь особый такт и умение вести себя с властями человеку из Польши в этих краях.

На совершенно новую ступень развития женское монашество в области вышло с прибытием в Целиноград в 70-х годах сестер Конгрегации Служительниц Иисуса в Евхаристии Регины Калусовской, Евгении Генинг из Тбилиси, Марии, Розы и Анны Шмидтляйн из Караганды. Преодолев все житейские трудности и гонения со стороны властей, они сумели с Божьей помощью создать оазис духовности не только в городе Целинограде, но во всей области. В самые трудные годы напора атеизма они смогли зажечь огоньки веры среди молодежи, поддержать затухающий огонь в старшем поколении. Велика их миссионерская работа в области. Часто не доспав, в жару и холод, сестры добирались до самых отдаленных сел, чтобы хоть малейшую искорку добра и милосердия донести до людей, порой так далеких от духовного мира.

Нелегкой была жизнь в те годы у сестер-монахинь в Целинограде. Особая трудность выпала на долю сестер Регины и Евгении, приехавших первыми в совершенно чужой город. Не имея никого из знакомых, с трудом начинали они жизнь, а затем и работу с людьми. Узнав, что в городе католики собираются по воскресеньям, постарались их найти. А вскоре уже имели много знакомых из круга верующих. Стали посещать молитвенные собрания. Имея божественный дар чудесного голоса и музыкальную подготовку, сестра Евгения стала вскоре любимым членом общины. Но вместе со знакомством росло и преследование. Замеченная властями в служении людям верой, она стала предметом и их заинтересованности. Осложнения на работе, вызовы на разговоры с работниками охраны, запугивание обыском стали регулярными. По науськиванию властей не было покоя и в своем доме. Часто по ночам бились окна, летели камни на крышу. Были недоброжелательные отношения и со стороны некоторых членов общины. Но верность своему делу и выбранному пути помогли сестрам выжить и укрепиться.

Большую работу сестры развернули в конце 80-х годов с прибытием в область отца Отто Мессмера.

Воскресные школы, катехизация детей и подростков, а иногда и пожилых людей, работа в костёле – все это на плечах сестер-монахинь. Их дом был всегда приютом всем, кто желает хоть чуть окунуться в мир добра и духовности. Недаром в сентябре 1991 года им было позволено встретиться в Ватикане с папой, а в октябре того же года он принимал отца Отто вместе с епископом Ленгой.

Говоря о роли сестер-монахинь в жизни Церкви, хочется несколько слов сказать и о прихожанах. Полная жизнь Церкви, естественно, невозможна без их самоотверженного труда. На их плечах держится очень тяжелая ноша, которую взваливали на Церковь не только власти, но и наша жизнь. Как не вспомнить добрыми словами тех, кто в трудные годы помогал отцу Джепецкому, кто не раз укрывал даже в сараях отца Кашубу, кто был даже осужден за помощь священникам, как например, Шушкевич Владимир из г. Целинограда, который был осужден за прием в своем доме священнослужителей. Эти имена хранятся в памяти верующих и в молитвах Церкви. Их труд не был видим, но без их доброго сердца не горели бы вечные лампадки в молитвенных домах, разбросанных по широким степным просторам.

Уже в этой главе зазвучали имена людей, с судьбами которых мы продолжим знакомиться в ближайшее время. Но, как видите, много имен осталось неозвученными. Это вполне понятно, ведь о. Вацлав создавал не исторический труд, а собственные записки, поэтому рассказывает о тех, кого знал. Мы надеемся, конечно, не без вашей помощи, вспомнить имена тех, кого нельзя забыть, но уже не в этом цикле. С кем из священников познакомимся на следующей неделе более близко? Через неделю увидим.

Источник: Поплавский В. Земные десятилетия. — Астана, 2015 г. С. 26-31.

Католическая информационная служба Центральной Азии

Если вам понравилась эта публикация, просим порекомендовать ее друзьям, поделившись ссылкой в социальных сетях или мессенджерах:

Facebook
Вконтакте
Одноклассники
WhatsApp
Распечатать

Подпишитесь на нас в YouTube,  ВконтактеFacebook или  Instagram, чтобы не пропустить новые материалы, видео и трансляции

Прокрутить вверх