Обращаясь к более чем 100 000 паломников, мировым политическим лидерам и представителям христианских конфессий, Папа Лев XIV ознаменовал радостное начало своего Петрова служения, официально вступив в него во время Мессы в воскресенье, 18 мая, на площади Святого Петра.
В числе религиозных делегаций, кроме христианских конфессий, были представители иудаизма, ислама, индуизма, буддизма, сикхизма, зороастризма и джайнизма — множество вероисповеданий, присутствующих на этом праздновании.
Мы перевели на русский язык полный текст проповеди Святейшего Отца, в которой он явно определил программу и приоритеты своего понтификата, а также обозначил свою роль:
«Дорогие братья кардиналы,
братья во епископстве и священстве,
уважаемые представители властей и члены дипломатического корпуса!
Сердечно приветствую паломников, прибывших по случаю Юбилея братств!
Братья и сестры, приветствую вас всех с сердцем, исполненным благодарности, в начале служения, которое было мне доверено. Святой Августин писал: «Ты сотворил нас для Себя, [Господи,] и не находит покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе» (Исповедь, I, 1.1).
В последние дни мы пережили особенно напряжённое время. Смерть Папы Франциска наполнила наши сердца печалью, и в эти трудные часы мы чувствовали себя как те толпы, о которых говорится в Евангелии: «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9,36). Однако именно в день Пасхи мы получили его последнее благословение и, в свете Воскресения, прошли через это время с уверенностью, что Господь никогда не оставляет Свой народ, собирает его, когда он рассеян, и «стережёт его, как пастырь — стадо своё» (Иер 31,10).
В этом духе веры Коллегия кардиналов собралась на Конклав; прибыв из разных стран и жизненных путей, мы поручили Богу стремление избрать нового преемника Петра, Епископа Рима — пастыря, способного хранить богатое наследие христианской веры и, в то же время, смотреть в будущее, чтобы ответить на вопросы, тревоги и вызовы сегодняшнего дня. Поддерживаемые вашими молитвами, мы ощущали действие Святого Духа, Который сумел согласовать различные музыкальные инструменты, заставив звучать струны наших сердец в единой мелодии.
Я был избран без каких-либо заслуг и с трепетом и благоговением прихожу к вам как брат, желающий быть слугой вашей веры и вашей радости, идя вместе с вами по пути любви Божией, Который хочет видеть нас всех объединёнными в одной семье.
Любовь и единство — это два измерения миссии, которую Иисус доверил Петру.
Об этом рассказывает евангельский отрывок, переносящий нас к Тивериадскому озеру — тому самому, где Иисус начал Свою миссию, полученную от Отца: «ловить» человечество, чтобы спасти его из вод зла и смерти. Проходя по берегу этого озера, Он призвал Петра и других первых учеников быть, как Он, «ловцами человеков»; а теперь, после воскресения, именно им предстоит продолжать эту миссию: вновь и вновь закидывать сети, чтобы погрузить в воды мира надежду Евангелия, плыть по морю жизни, чтобы каждый мог пережить объятие Бога».
Как может Пётр исполнить это поручение? Евангелие говорит нам, что это возможно лишь потому, что он сам в своей жизни испытал бесконечную и безусловную любовь Бога — даже в час своего падения и отречения. Поэтому, когда Иисус обращается к Петру, Евангелие использует греческий глагол agapáo, обозначающий ту любовь, с которой Бог любит нас, — любовь без остатка, без расчёта, в отличие от глагола, которым описывается ответ Петра — любовь-дружба, которую мы дарим друг другу.
Когда Иисус спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» (Ин 21,16), Он говорит именно об отцовской любви. Как бы говоря ему: только если ты познал и пережил эту Божью любовь, которая никогда не исчезает, ты сможешь пасти Моих агнцев; только в любви Бога Отца ты сможешь любить своих братьев с «излишком», то есть до того, чтобы отдать за них свою жизнь.
Петру, таким образом, доверено задание «любить больше» и отдать свою жизнь за стадо. Служение Петра отмечено именно этой жертвенной любовью, ведь Римская Церковь предстоит в любви, и её истинная власть — это любовь Христова. Речь никогда не идёт о порабощении других, о религиозной пропаганде или о применении силы, а лишь о том, чтобы любить, как любил Иисус.
Он — как утверждает сам апостол Пётр — «камень, который вы, строители, отвергли, но который сделался главою угла» (Деян 4,11). И если Камень — Христос, то Пётр должен пасти стадо, никогда не поддаваясь искушению быть одиноким вождём или главой, стоящим над другими, становясь господином над душами (ср. 1Пет 5,3); напротив, от него требуется служить вере братьев, идти вместе с ними: ведь мы все — «живые камни» (1Пет 2,5), по нашему Крещению призванные строить Божие здание в братском общении, в гармонии Духа, в сосуществовании различий. Как говорит святой Августин: «Церковь состоит из всех, кто находится в единстве с братьями и любит ближнего» (Проповедь 359, 9).
Вот, братья и сестры, чего бы я хотел прежде всего: чтобы Церковь была единой, знаком единства и общения, чтобы она стала закваской для примиренного мира.
В наше время мы всё ещё видим слишком много раздора, слишком много ран, нанесённых ненавистью, насилием, предрассудками, страхом перед различиями, экономической системой, которая эксплуатирует ресурсы Земли и маргинализирует беднейших. А мы хотим быть в этой среде скромной закваской единства, общения, братства. Мы хотим сказать миру — с кротостью и радостью: взгляните на Христа! Приблизьтесь к Нему! Примите Его Слово, которое просвещает и утешает! Услышьте Его призыв к любви, чтобы стать одной семьёй: во Христе — мы едины. И это путь, по которому мы должны идти вместе — друг с другом, с нашими сестринскими христианскими Церквами, с теми, кто исповедует другие религии, с теми, кто ищет Бога, со всеми людьми доброй воли — чтобы строить новый мир, в котором воцарится мир.
Таков миссионерский дух, который должен нас вдохновлять — не замыкаться в себе и не чувствовать превосходство над миром, но иметь готовность предложить всем Божью любовь, чтобы достичь такого единства, которое не уничтожает различия, а ценит личную историю каждого и культурное, социальное и религиозное наследие каждого народа
Братья, сёстры, это — час любви! Любовь Божья, делающая нас братьями и сестрами, — это сердце Евангелия. И, вместе с моим предшественником Львом XIII, сегодня мы можем задаться вопросом: если бы этот принцип «господствовал в мире, разве не прекратились бы сразу все раздоры и не воцарился бы мир?» (Энциклика Rerum novarum, 21).
Светом и силой Святого Духа будем созидать Церковь, основанную на любви Божией и являющую собой знак единства; Церковь миссионерскую, которая раскрывает объятия миру, провозглашает Слово, которое позволяет себе тревожить историю и которое становится закваской гармонии для человечества.
Вместе, как один народ, как братья и сестры, пойдем навстречу Богу и будем любить друг друга».
Полная видеозапись онлайн-трансляции сегодняшнего мероприятия: