За этот месяц Патрик Милан Напал стал многим из нас, можно сказать, родным. И эти душевные беседы с ним… Жаль их заканчивать*. Но, с другой стороны, когда близкие нам люди приходят к важному, меняющему все в жизни моменту, мы радуемся. И сегодня как раз такой день. Патрик стал священником. Но мы не можем расстаться с ним, не узнав, что же ждет его и нас теперь.
*Те, кто еще и не начинал, могут сделать это сейчас: начало, 2 часть, 3 часть, 4 часть.
— Что для вас значит быть священником в Казахстане?
— Здесь у священников другой образ. На Филиппинах, ввиду того, что есть очень много мирян, которые помогают, священник почти ничего не делает, кроме того, что проводит Святую Мессу и уделяет таинства. А здесь священник сам должен обо всем заботиться. Вплоть до того, что нужно самому купить цветы, которые будут украшать алтарь. Здесь нужно быть хорошим примером для людей. Через наши жизни мы можем проповедовать.
— Какие обязанности легли на вас в нынешнем служении?
— Я не вижу никаких обязанностей. Если человек принимает свое служение и призвание, то он не воспринимает это как обязанность, потому что это часть его жизни. Даже не знаю, как ответить, потому что слово «обязанности» звучит как нечто негативное. Я довольно легко нахожу общий язык с людьми, умею выслушивать. Сейчас вижу необходимость увидеть красоту тех людей, в чьей среде я оказался, осознать их достоинство. На английском есть выражение, означающее «шаг за шагом». Нужно принимать людей такими, какие они есть. Может быть, сейчас кто-то может лишь сказать фразу «Слава Иисусу Христу». Значит отсюда и надо идти дальше. Мне нужно принять тот факт, что сейчас в моем приходе 17 человек и не чувствовать себя из-за этого плохо.
— Планируете ли вы посвятить себя служению именно в Казахстане или вам хотелось бы в будущем отправиться еще куда-то? Мы уже убедились, что вы любите путешествовать.
— Сейчас я могу сказать, что я хочу остаться в Казахстане. Конечно, это зависит не только от меня. Но по-человечески у нас могут быть желания. И у меня есть желание остаться здесь. Будет так или нет, увидим. Я могу поехать в любое место. Я не боюсь ехать куда-либо, потому что, как ранее упоминал, когда был маленьким и молился Господу, я говорил: «Господи, я хочу поехать в любую другую страну во имя Твое, хочу быть Твоим служителем. И не ради материальной выгоды, как это делают многие Филиппинцы, покидая страну». Поэтому поеду туда, куда Он меня направит.
— Есть ли желание однажды вернуться на родину, чтобы служить там священником?
— Нет. Я, конечно, хочу посещать Филиппины, чтобы видеться с близкими, родными. Но служить там не хочу. Есть обязанность принимать призвание. Он нас назвал и призвал. На Филиппинах, конечно, тоже есть нужда в служителях, но она не такая острая, как здесь.
— Как думаете, что сможете привнести в Католическую церковь нашей страны?
— Это тоже не зависит от меня. Я просто могу жить здесь и быть внимательным к тем людям, которые живут рядом. Например, когда я был в Караганде, то начал и там Дела милосердия. Я спросил ректора, могу ли я посещать бедных, одиноких людей, то есть делать то, что и раньше в других странах. Он не только разрешил, но и хотел, чтобы другие семинаристы присоединились ко мне. За это я очень благодарен о. Петру Пытлованы. Это Божья благодать. Еще одно, что, возможно, получится, это придать некое свое лицо церкви в Казахстане. Потому что зачастую церковь здесь очень похожа на церковь в Европе. Люди, которые приезжают служить сюда, с собой привозят свою культуру. И это хорошо, что люди начинают молитву. Но это Казахстан, и здесь есть своя культура. Самое большое искушение для миссионера – это когда человек думает, что его культура лучше, чем местная. Поэтому я хочу с Божьей помощью постараться не поддаться этому искушению и попытаться раскрыть красоту местной культуры и возможности ее использования для поклонения Господу и его восхваления.
Нет сомнения в том, что Патрик еще не раз будет становиться героем материалов на нашем сайте. Но этот цикл заканчивается. И это хорошо. Потому что его окончание значит, что теперь один филиппинец действительно уже стал казахстанским священником.