«В перерыве на кофе я побеседовал с другими настоятелями. Один из них поделился: «У меня в приходе 50 тысяч человек.» Я отвечаю: «А у меня 60.» Он удивлённый: «60 тысяч?!» Я, улыбаясь: «Да нет, человек.»
Наша Церковь в Казахстане отличается особым духом — она небольшая и очень дружная. Наши священники знают каждого прихожанина, его братьев, сестёр и даже как зовут его собаку🙂 Это действительно прекрасно. Мы как одна большая семья.
Вселенская католическая Церковь охватывает весь мир, что делает трудным поддерживать тесную связь со всеми. Вот поэтому и устраиваются синоды; чтобы каждый был услышанным.» (Из моей беседы с о. Шимоном Гживински).
Отец Шимон, родом из Польши, начал своё служение в Казахстане в сентябре 2016 года. Сначала он работал в городе Конаев (бывший Капчагай), а с декабря 2019 года служит в семи сельских приходах Алматинской епархии.
Я встретила отца Шимона в Риме, куда он приехал для участия в синодальной встрече приходских настоятелей (Parish Priests for the Synod), проходившей с 28 апреля по 2 мая 2024 года. Мне было особенно интересно встретиться с ним, потому что я сама родом из Казахстана. Во время нашей беседы я попросила его поделиться личным опытом участия в синодальной встрече.
Отец Шимон, что привело Вас в Рим?
ШГ: 7 марта этого года епископ Хосе Луис, в качестве председателя Конференции Католических епископов Центральной Азии, получил извещение от Генерального секретариата Синода. В нём говорилось, что в доме Fraterna Domus в Сакрофано, который находится неподалёку от Рима, состоится международная встреча приходских священников в рамках “Синода о Синодальности”.
Папа Франциск лично пригласил приходских священников, выбранных в качестве делегатов от различных епископских конференций, для того, чтобы услышать реальные истории душепастырства.
Как Вы понимаете смысл и значение Синода и синодальности для современной Церкви?
ШГ: «Синод» – древнее и гоубоко уважаемое слово в Традиции Церкви; значение его связано с самыми значимыми аспектами Откровения. Оно происходит от греческого предлога «syn», означающего «вместе», и слова «hodos», что значит «путь». Таким образом, синод обозначает общий путь, по которому идет народ Божий. Это также отсылает к словам Иисуса Христа, назвавшего Себя «Путём, Истиной и Жизнью», и напоминает, что христиане изначально были названы «учениками Пути».
Начиная с первых веков, слово «синод» использовалось для обозначения церковных собраний на разных уровнях — от местного до вселенского. Эти собрания проводились для обсуждения важных вопросов веры, литургии и церковного управления под водительством Святого Духа.
Сегодняшний синод в Церкви — это не новшество, а продолжение давней традиции. Как народ Божий, все крещеные сталкиваются с новыми вызовами и изменениями в обществе, на которые Церковь стремится отвечать согласно своему учению.
Идти вместе с Господом — это центральная идея синодального пути. Возьмем, к примеру, учеников Христа после Его воскресения: они только начинали понимать значимость того, что произошло. Хотя они были еще неопытны, Иисус проявлял к ним терпение, помогая им углублять свое понимание и веру.
Церковь предоставляет своим членам пространство для выражения их мнений и взглядов, приглашая их под предводительством Папы Римского, взывая к Святому Духу, осмысливать современные вызовы и совместно распознавать дальнейший путь.
Почему на Синоде епископов присутствуют также приходские священники? Какова их роль?
ШГ: На открытии встречи Кардинал Марио Греч, Генеральный Секретарь Синода Епископов, подчеркнул: «Вы приехали сюда не для того, чтобы мы учили вас или читали доклады о том, как вам следует служить. Вы приехали, потому что мы в Риме хотим вас услышать и узнать о вашем опыте служения».
Эти слова отражают поддержку и уважение Папы Римского к нам, простым священникам, заботящимся о приходах. Кардинал Греч добавил: «Нет синода без епископа, но позвольте мне сказать сегодня, что нет синода без приходского священника».
Во время работы в группах я поделился своей личной историей о том, как четыре года назад епископ Хосе Луис назначил меня настоятелем. Помню, как я боялся ответственности и своего юного возраста. Но он сказал: «Не бойся. Молись, и Господь укажет тебе путь. Он пошлет тебе людей, которые помогут тебе верно управлять вверенными приходами. Ты никогда не будешь один. Я тоже вместе с тобою». Эти слова дали мне поддержку, в которой я так нуждался.
Сегодня, рассуждая о вопросах Синода, я лучше понимаю свое положение. Действительно, настоятель не супергерой, он не может в одиночку справиться со всеми делами прихода. Я благодарен за то, что в каждом приходе находятся люди, готовые служить. Вместе мы создаём сильную общину, оказывая поддержку и получая необходимую помощь, когда она нужна.
Богослов Томаш Галик сказал: «Синод — это епископы, священники, верующие миряне — все вместе. В молитвенном единстве мы призываем Святого Духа, чтобы размышлять и рапознавать направление нашего пути. Мы действительно по-настоящему вместе, когда открываем наши вопросы перед Господом Иисусом и народом Божьим. Синод имеет смысл, когда все умеют слушать». Он подчеркнул слово «слушать» трижды.
Когда в 2021-2022 годах мы обсуждали вопросы синодальности на уровне епархии Алматы, мы пришли к выводу: если священник чего-то не делает в приходе, это не значит, что этого не нужно делать. Это означает, что нужно передать эстафету общине в этих важных делах. Эту необходимость мы стараемся донести до молодежи и старшего поколения.
Что Вас наиболее впечатлило во время встречи?
ШГ: Это уникальная возможность почувствовать единство Церкви, встречаясь со священниками со всего мира. Все собравшиеся с большим воодушевлением откликнулись на приглашение Святого Отца принять участие в этом синоде. Было вдохновляюще слушать, как мои коллеги-священники говорят о своей любви к приходам и прихожанам, несмотря на признание трудностей, с которыми они сталкиваются при управлении и заботе о своих общинах. Многие из нас задумываются о том, как лучше адаптироваться к вызовам современности и улучшить своё служение. Эта встреча стала временем ценного обмена опытом и поддержки друг друга.
Кульминацией события была встреча священников с Папой Римским, какие наставления дал Папа Римский приходским?
ШГ: Папа Франциск начал с благодарностей за нашу работу в приходах. Было приятно слышать, что Папа Римский видит особую значимость в нашем служении.
Папа подчеркнул важность синодальности, говоря о том, что Церковь должна быть открыта для всех желающих помочь. Особенно он выделил роль священников в создании такой общины, где каждый чувствует себя нужным, включая тех, кто изранен различными грехами, призывая нас не закрывать перед ними двери. Папа напомнил, что Церковь — это матерь для каждого из нас, и должна проявлять любовь и заботу о каждом.
«Вы миссионеры синодальности. – обратился к нам Святейший Отец, — Вы приехали от имени Конференций епископов. Я даю вам обязанность — донести до ушей своих епископов и других священников то, что Вы здесь услышали в эти дни. Будьте миссионерами синодальности там, где служите».
Несмотря на свои проблемы со здоровьем, Папа остался с нами до конца встречи. Это было очень трогательно, и каждый мог подойти к нему и поговорить лично.
Была и шутка от Папы. Папа увидел, как священники из Латинской Америки пьют «ерба мате». Он спросил, может ли он тоже попробовать этот напиток, так как давно его не пил. Это добавило искренности и непринужденности в нашу встречу.
Как Вы видите возможное участие мирян в жизни Церкви и в процессах синодальности?
ШГ: Во время своего визита в Казахстан в сентябре 2022 года, Папа Франциск говорил о важности наследия и обетований.
Миряне играют огромную роль в Церкви. В Казахстане, даже когда в течение многих лет не было священников, вера людей не исчезла. Верующие продолжали учить Божьим заповедям, крестить, собираться по домам для молитвы. Вера в Бога оставалась живой, несмотря на отсутствие пастырей.
Это показывает, что община может сохраняться и развиваться даже без священника, хотя это сложный и не идеальный путь. Без пастырей община может столкнуться с отходом от учений Церкви и распространением суеверий и народных верований. Наши священники, служащие в Казахстане, видели, как люди могут легко сбиться с правильного пути в отсутствие пастыря.
На встрече священников в Сакрофано мы обсуждали, как иногда приходские советы бывают более либеральными, чем настоятель, и могут ограничивать его действия. Это может привести к тому, что миряне начинают занимать роли, которые не предназначены для них, создавая дисбаланс в общине.
В итоге мы пришли к выводу, что хотя приходской совет может предлагать идеи, окончательное решение должно оставаться за настоятелем. Он должен знать учение Церкви и уметь с любовью говорить «нет», когда это необходимо, сохраняя порядок и баланс служений в приходе, опираясь на те дары, который каждый получил и развивает.
Как Синод, проходящий в Риме, может повлиять на деятельность Церкви в Казахстане и во всей Центральной Азии?
ШГ: В каждом приходе скрыта сила, которую можно пробудить, создав духовную и принимающую атмосферу. Это задача настоятелей: обеспечить пространство, где каждый может проявить свои дары, харизмы и таланты.
Когда в отношениях мужду прихожанами и настоятелем царят дружба и любовь, это гораздо ценнее любых программ и проектов. Посетив такой приход, можно сразу почувствовать его особую атмосферу.
Во время работы в группах один из священников сказал, что приход похож на оркестр: священник – это дирижер, но композитором является сам Бог. Приход, как оркестр, стремится к гармонии, несмотря на все трудности и падения, сопровождающие повседневность.
От нас зависит, сумеем ли мы создать такие приходы и условия, где каждый будет чувствствовать себя нужным и замеченным. Это основа для построения глубоких отношений в общине и ключ к её развитию и плодотворности.
Было важно услышать на встрече, что никакие реформы не в силах решить кризисы, если не будет личного обращения. Многие современные проблемы усугубляются тогда, когда люди отказываются нести свой крест за Иисусом Христом. Крест является нашей единственной надеждой на преодоление трудностей и на выход из любого кризиса.
После интервью отец Шимон подарил мне изображение Доброго Пастыря, написанное казахстанской художницей Мариной Мун. «А собаку на заднем фоне зовут Белла», — добавил он с улыбкой.
Ксения Готовская