Не нужно обладать особыми математическими способностями, чтобы высчитать, что современный период возрождения Католической церкви в Казахстане пришелся на начало 90-х годов теперь уже прошлого века. Посудите сами, о скольких юбилейных датах мы вам в последнее время сообщали: 25-летие провозглашения Марии Царицы Мира покровительницей Казахстана, 25-летие прихода Марии Матери Церкви в Караганде, 25-летие неокатехумената в Караганде. Просто отнимите от 2019 года 25 лет и получите 1994 год, который стал очень важным для многих приходов Казахстана. Среди них приход Матери Божией Ченстоховской в Камышенке и приход Матери Божией Неустанной Помощи в Нур-Султане. Почему для них? Давайте разбираться.
С приходом в Камышенке все просто. Именно в 1994 году в конце августа там был освящен храм. А при чем здесь Нур-Султан? Ведь Кафедральный собор в столице был освящен пятью годами позже, а старая церковь на Лесозаводе намного раньше (кстати, в этом году будет 40 лет с того дня – точно сплошные юбилеи). Очень даже причем. 25 лет назад на освящение храма в Камышенке из столицы пешком отправилась целая группа людей, и кстати не только из столичных прихожан. Совершенное тогда паломничество стало традиционным и теперь также имеет уже 25-летнюю историю. Это намного серьезнее «молодого» паломничества из Келлеровки в Озерное. Конечно, за более, чем два десятилетия, многие традиции паломничества успели измениться. Например, в первые годы паломничество, которое начинал организовывать многим известный трагически погибший о. Отто Мессмер, длилось 3 дня, потому что начиналось непосредственно от Нур-Султана и заканчивалось в Камышенке, занимая путь протяженностью в почти 100 километров. Немного позднее путь был сокращен, скорее всего для того, чтобы в нем могло принимать участие больше людей, ведь паломничество совершается ежегодно в последние выходные августа. В выходные работающие люди тоже без проблем могут присоединиться к паломничеству. Так вот путь был сокращен, и с тех пор он начинается у поворота на село Новоишимка, ну а заканчивается, где и прежде.
Если участие в однодневном паломничестве дает бесценный опыт общения с людьми, которые всеми силами готовы помочь и посодействовать тем, кто решился на такое непростое испытание, то представьте себе тот опыт, который приобретаешь, отправляясь в 2-3-дневное паломничество.
Везде, где бы ни приходилось останавливаться паломникам, их встречают в прямом смысле с хлебом, солью и распростертыми объятиями. Я сама — не буду скрывать — не раз и не два ходила в это паломничество. А моя сестра была в числе его первооткрывателей, натоптавших себе в теперь далеком 1994 году за три дня не одну мозоль. Конечно, шок первого паломничества был самым сильным, но и в следующие разы я не переставала удивляться открытости, доброте и самоотверженности людей. Каждый поселок поражал по-своему.
Мое первое паломничество, наверно около 10 лет назад, началось с небольшого отрезка пути от поворота на Новоишимку до дома в самом селе, где собирались местные прихожане на молитву и Святую Мессу, которую мы и тогда вместе с ними отслужили прямо на улице. А потом перед нами открылись двери большого амбара, в котором были накрыты длинные столы, усыпанные всевозможными яствами. Скажу лишь одно, что следующий полноценный прием пищи был уже вечером, но мы к тому моменту проголодаться не успели, потому что здесь на месте нас плотно накормили и с собой положили столько угощений, что их хватило на все привалы, которые мы осуществляли до вечера.
Раньше на ночевку паломники останавливались в селе Зеленый Гай, которое является чуть ли не центром зарождения Католической церкви в этом регионе, ведь именно здесь обосновался священник Бронислав Джепецкий. Но сейчас, к сожалению, многие из тех, кто организовывал прием паломников, покинули село, и теперь в первый день пути паломникам приходится идти немного дольше, до села Каменка. Но вернемся в Зеленый Гай, потому что прием этого села был еще одним большим шоком для меня. Нас у себя принимала семья Куликовских, которая заботилась о доме молитвы, в котором проходили Богослужения. Было ощущение, что мы попали не в паломничество, а на пир, потому что тут наши тела тоже, кажется, решили физически насытить на оба дня паломничества. Я уже не говорю о том, что после того, как нас расселили, самим хозяевам, кажется и места не осталось для ночлега. Судя по завтраку, которым наутро нас угощали, они и не ложились спать, а всю ночь готовили.
В каждом населенном пункте, где паломники делают остановки, к ним присоединяются новые люди. Так и из Зеленого Гая после совместной молитвы выдвигалась группа уже большей численности. И уже через несколько километров происходила очередная остановка в упомянутой ранее Каменке. Если до этого паломники во все села входили, громко распевая песни, то тут напротив, местные жители встречали паломников пением польских песен. В этих строках красоты того пения не передать. Скажу лишь одно: я плакала, и я такая была не одна.
Здесь поразительно ухоженная часовня и весь дом, в котором проходят Богослужения, и это при том, что если в предыдущих селах нас встречали как пожилые, так и молодые прихожане, то тут были исключительно пожилые бабушки и дедушки. В позапрошлом году впервые на ночлег паломники останавливались в Каменке, и организаторы до момента прибытия сюда опасались, что с размещением могут возникнуть трудности – все-таки в первый раз. Но в итоге не всем желающим принять у себя паломников, хватило людей. Вот как широка душа этих людей.
Но это все было о людях, которые паломникам встречались на пути, а что же сами паломники? Почему уже столькие годы это паломничество не теряет своей популярности? Что побуждает людей отправляться в 50-километровый путь пешком?
Вероника из Астаны принимала в этом паломничестве участие уже более десяти раз. «Каждый раз, когда отправляюсь в это паломничество, я боюсь, потому что знаю, какой это нелегкий путь и чисто по-человечески боюсь, что мне не хватит сил его преодолеть. Но это нужно мне, чтобы навести порядок в душе и помочь кому-то своим намерением. Я не могу вспомнить случая волшебства, произошедшего именно в результате этого паломничества. Но у меня в жизни все хорошо, и в основном я стараюсь этот путь пройти в благодарность Богу за это», — рассказала Вероника.
У других людей есть реальные случаи чудес. Одна из паломниц, которая пожелала остаться не названной, в одно из паломничеств отправилась с конкретным намерением. Они с супругом пережили утрату ребенка, и в очередное паломничество она отправилась с намерением о том, чтобы Бог подарил им здорового малыша. Уже следующим летом она шла в паломничестве, и под ее сердцем билось другое маленькое сердечко, о существовании которого еще никто и не подозревал, кроме самой мамы.
Нужно сказать, что это паломничество пользуется большим интересом не только у католиков Акмолинской области, но и у представителей других религий. Наталья уже однажды участвовала в паломничестве и в этом году хочет повторить. «Об этом паломничестве я узнала от подруги, и мне всегда было интересно пойти с ней, возможно, чтобы испытать себя. И вот однажды я все-таки собралась, предварительно подготовившись морально, потому что все мои близкие были против. Я сама православная и все мои близкие тоже, поэтому они встретили мое решение непониманием. Накануне я делала дома уборку. Почти все мои родственники поляки, и мама передала мне от одной из бабушек икону, так как я ходила в церковь и молилась. Но я понятия не имела, что это за икона. А когда закончился наш путь, то оказалось, что в моем доме долгое время хранилась икона Матери Божией Ченстоховской. А когда путь только начался, я ничего в происходящем не понимала. Рассказывая об этом паломничестве, подруга всегда говорила, что там ты проходишь некое очищение мозгов, все становится на свои места, все проблемы жизни отметаются и тебе все становится ясно. Так вот вначале пути я даже немного злилась из-за того, что ничего не понимаю. Но уже в конце первого дня, когда мы подходили к месту нашего ночлега очень уставшие и изможденные, в моей голове стали складываться все пазлы, я начала понимать, чего хочу от этой жизни и что мне Бог дает. Я замужем, счастлива в браке, живы мои родители, у меня есть дочь, она замужем, но пока они не хотят иметь детей. И на тот момент мне это казалось проблемой, но именно в этом пути я осознала, что моя дочь не должна исполнять какие-то мои мечты или планы. Я осознала, что я счастливый человек и сейчас иду, чтобы просто сказать «спасибо» за все, что у меня есть», — рассказывает Наталья. Зато подруге было двойне тяжело идти в этом пути, так как у Натальи проблемы со спиной, и при сильных нагрузках спину у нее нередко просто заклинивает так, что она не может потом двигаться. Но, к удивлению подруги, Наталья проснулась в 3 часа ночи и уже была готова продолжать путь. «Я вообще не люблю что-либо делать бесцельно. – продолжила Наталья. — Поэтому на следующий день я взяла себе за намерение, в котором пройду второй день паломничества, исцеление мальчика по имени Адиль, который страдает от онкологического заболевания. И почему-то второй день мне дался намного легче. Адиль пока полностью не излечился, но вот уже несколько лет находится на стадии ремиссии».
Путь второго дня, действительно, для кого-то может быть немного легче, чем первого, потому что он теперь немного короче. А для тех, кто за первый день успел заработать мозоли, второй день едва ли будет более легким. А еще во втором дне самое тяжелое то, что ты за десятки километров уже видишь пункт назначения, и кажется, что вот-вот его достигнешь, но этот путь оказывается еще не таким уж и близким. Но разве можно передать те эмоции, которые испытываешь потом, зайдя в храм в Камышенке, преклонив колени перед иконой Матери Божией Ченстоховской, к оригиналу которой в Польше ежегодно десятки, если не сотни тысяч паломников совершают еще более длительный путь. Немало людей, которые в силу возраста или других обстоятельств не могут совершить пеший путь, приезжают на престольный праздник на автобусах.
Встречающие смотрят на паломников с таким пониманием и тут же предлагают тазы с холодной водой, чтобы умыться и окунуть в воду ноющие от боли ноги. И во время Торжественной Святой Мессы все чувствуют такое умиротворение, потому что теперь уже все, ты пришел. Конечно, нельзя не вспомнить гостеприимство и Камышенского прихода. Они принимают такое количество людей, и, наверно, угощения готовят всем поселком. Да как готовят! Те, кто бывал в паломничестве в Камышенку, вспомнят все, как только услышат лишь одно слово – «пончики».
Надеюсь, что у вас не сложилось впечатления, что текст писал оголодавший к концу рабочего дня и истосковавшийся по простому человеческому отношению трудяга. Просто в этих пончиках, в этом тазе холодной воды, в этом трогательном пении старинных польских песен, в этой утонченной красоте статуи Девы Марии на территории храма в Камышенке, в этих неравнодушных вопросах встречающих о самочувствии и проявляется забота Бога о нас. И как приятно осознавать, что люди, встречающие паломников, питающие их и дающие ночлег, видят в нас Его. Если и тебе нужен этот путь, не сиди! Находи в поисковике сайт прихода в Нур-Султане, контакт настоятеля и записывайся в паломничество, потому что до 24 августа остается совсем мало времени.