В своем первом официальном обращении к Коллегии кардиналов после избрания Папа Лев XIV раскрыл, что послужило вдохновением для выбранного им имени, которое, по его словам, отражает неизменную приверженность Церкви человеческому достоинству и социальной справедливости.
Вот полный текст его выступления:
Благодарю вас, Ваши Преосвященства. Прежде чем мы займём свои места, давайте начнём с молитвы, прося Господа и далее сопровождать эту Коллегию, а прежде всего — всю Церковь, в этом духе, с энтузиазмом, но также и с глубокой верой. Помолимся вместе на латыни.
Pater noster… Ave Maria…
В первой части этой встречи будет краткое выступление, несколько размышлений, которыми я хотел бы с вами поделиться. Затем последует вторая часть — своего рода диалог с Коллегией кардиналов, возможность, о которой просили многие из вас, — чтобы вы могли поделиться своими советами, предложениями, конкретными инициативами, которые уже обсуждались в дни, предшествовавшие Конклаву.
Дорогие братья кардиналы!
Я приветствую всех вас с благодарностью — и за эту встречу, и за дни, которые ей предшествовали. Это были дни скорби из-за утраты Святейшего Отца Папы Франциска и одновременно дни напряжённые, полные ответственности, которую мы несли вместе. Но, в то же время, это были и дни, исполненные благодати и утешения в Духе — в соответствии с обетованием, которое дал нам сам Иисус (см. Ин 14:25–27).
Вы, дорогие кардиналы, — ближайшие сотрудники Папы. Для меня это стало большим утешением при принятии ноши, явно превышающей мои собственные, ограниченные силы, как это было бы и для любого из нас. Ваше присутствие напоминает мне, что Господь, Который вверил мне эту миссию, не оставит меня одного в её исполнении. Я прежде всего знаю, что могу всегда рассчитывать на Его помощь, на помощь Господа — и, по Его благодати и Провидению, на вашу поддержку, а также на поддержку стольких братьев и сестёр по всему миру, которые веруют в Бога, любят Церковь и поддерживают Наместника Христова своими молитвами и добрыми делами.
Я благодарю Декана Коллегии кардиналов, кардинала Джованни Баттисту Ре — он заслуживает аплодисментов, по крайней мере один раз, если не больше, — за его мудрость, плод долгой жизни и многих лет верного служения Апостольскому Престолу, которая так помогла нам в эти дни. Благодарю Камерленго Святой Римской Церкви, кардинала Кевина Джозефа Фаррелла — думаю, он сегодня с нами — за важную и непростую работу в период Sede Vacante и за созыв Конклава. Также вспоминаю наших братьев-кардиналов, которые по состоянию здоровья не смогли присутствовать, и вместе с вами мысленно обнимаю их в единстве любви и молитвы.
В этот момент — одновременно печальный и радостный, по Провидению озарённый светом Пасхи, — я хотел бы, чтобы мы все увидели в смерти возлюбленного Святейшего Отца Папы Франциска и в Конклаве событие Пасхальное, этап того долгого исхода, которым Господь продолжает вести нас к полноте жизни. В этом свете мы вверяем “милосердному Отцу и Богу всякого утешения” (2 Кор 1:3) душу усопшего Понтифика, а также будущее Церкви.
Начиная с апостола Петра и до меня, его недостойного преемника, Папа — это смиренный слуга Бога и братьев своих, и ничто больше. Это ярко проявилось в примере стольких моих Предшественников, и особенно — в жизни Папы Франциска: его полной отдачи служению, его скромности и простоте, его уповании на Бога на протяжении всего понтификата и спокойной доверчивости в момент возвращения в Дом Отца. Примем это драгоценное наследие и продолжим путь, вдохновляемые той же надеждой, которая рождается из веры.
Именно Воскресший Господь, пребывающий среди нас, защищает и направляет Церковь, продолжая наполнять её надеждой — через любовь, “излитую в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим 5:5). Нам же надлежит быть чуткими слушателями Его голоса и верными служителями Его замысла спасения, помня, что Бог предпочитает открываться не в громе и землетрясениях, но в “веянии тихого ветра” (3 Цар 19:12) — или, по другому переводу, в “звуке полной тишины”. Именно к этой встрече — глубокой и жизненно важной — мы призваны вести и сопровождать весь святой Божий народ, вверенный нашему попечению.
В эти дни мы смогли увидеть красоту и ощутить силу этой огромной общины, которая с такой любовью и преданностью оплакивала своего Пастыря, сопровождая его с верой и молитвой на пути последней встречи с Господом. Мы увидели подлинное величие Церкви, живущей в богатом многообразии своих членов и соединённой в единстве со своим Главой — Христом, “Пастырем и Хранителем душ” наших (1 Пет 2:25). Она — чрево, из которого мы рождены, и одновременно — стадо (см. Ин 21:15–17), поле (см. Мк 4:1–20), вверенное нам для охраны и возделывания, чтобы питать его Таинствами спасения и делать плодоносным, сея семена Слова, чтобы Церковь, единая в сердцах и ревностная в миссии, продолжала свой путь, как израильтяне в пустыне — в тени облака и в свете Божьего огня (см. Исх 13:21).
В этой связи я хотел бы, чтобы мы вместе сегодня обновили свою полную приверженность пути, по которому уже десятилетиями идёт Вселенская Церковь вслед за Вторым Ватиканским Собором. Папа Франциск ясно и убедительно изложил его в Апостольском увещании Evangelii Gaudium, из которого я хотел бы выделить несколько основных пунктов: возвращение к первенству Христа в провозглашении (см. № 11); миссионерское преображение всей христианской общины (см. № 9); рост коллегиальности и синодальности (см. № 33); внимание к sensus fidei (см. № 119–120), особенно в его наиболее подлинных и всеобъемлющих проявлениях, таких как народная набожность (см. № 123); любовь к малым и отверженным (см. № 53); смелый и доверительный диалог с современным миром во всем его многообразии и реальности (см. № 84; II Ватиканский Собор, Gaudium et Spes, 1–2).
Это — евангельские принципы, которые всегда вдохновляли и направляли жизнь и деятельность Божьей Семьи. Именно в этих ценностях раскрывался и продолжает раскрываться милосердный лик Отца в Его воплощённом Сыне — последней надежде всех, кто искренне ищет истину, справедливость, мир и братство (см. Бенедикт XVI, Spe Salvi, 2; Франциск, Spes Non Confundit, 3).
Чувствуя себя призванным продолжать этот путь, я избрал имя Лев XIV. Причин этому несколько, но прежде всего потому, что Папа Лев XIII в своей исторической энциклике Rerum Novarum обратился к социальному вопросу на фоне первой великой промышленной революции. В наши дни Церковь предлагает всем сокровищницу своего социального учения в ответ на новую промышленную революцию и на развитие в области искусственного интеллекта, которые ставят перед нами новые вызовы в защите человеческого достоинства, справедливости и труда.
Дорогие братья, я хотел бы завершить первую часть нашей встречи словами, которые я принимаю как свои — и предлагаю вам принять — словами, которые Святой Павел VI произнёс при вступлении на Престол Петра в 1963 году:
«Пусть этот огонь веры и любви охватит весь мир и зажжёт сердца всех людей доброй воли. Пусть он озарит пути взаимного сотрудничества и щедро благословит человечество — ныне и всегда — силою самого Бога, без Которого ничто не имеет силы, ничто не свято» (Послание Qui Fausto Die ко всему человечеству, 22 июня 1963 г.).
Пусть эти чувства станут и нашими — воплощёнными в молитве и верности долгу, с Божьей помощью.
Благодарю вас!