Глагол «молиться» приобрел узкое значение. Сегодня это часто становится синонимом слова «просить». Жаль, ведь при этом многие не знают, как можно обогатить и углубить свою духовную жизнь. Как же открыть для себя другие аспекты христианской молитвы? А их, помимо прошения, на самом деле немало: поклонение, хвала, благодарение, созерцание, слушание Слова Божьего, жизнь в присутствии Бога. Более того, только «просьбы» к Богу искажают наши отношения с Ним. Это лучше, чем вообще не думать о Нем, но это неправильно. Что бы вы подумали о человеке, который каждый раз, встречая друга, спрашивает его: «Можешь одолжить мне деньги?» Такая дружба явно не продлится долго.
Нет ничего плохого в том, чтобы просить.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7:7). Притчи напоминают об отце, который дает своему ребенку то, что ему нужно, о друге, который приходит на помощь своему другу (Мф 7:11; Лк 11:5). Так и мы можем обращаться с нашими просьбами к Господу с простотой и с большим доверием.
С другой стороны, мы не должны начинать нашу молитву с прошений. Было бы дурным тоном просить Бога проявить к нам интерес, не проявив предварительно интереса к нему. Вот чему нас учит структура молитвы «Отче наш»: «Твое имя, Твое Царство, Твоя воля» предшествуют «нашему хлебу, нашему прощению, нашей защите от искушений и нашему избавлению от зла». Вот почему апостол Павел настаивает на том, чтобы молитва прошения была заключена в молитву хвалы. Он призывает верующих, быть усердными в молитве прошения, при этом не забывая всего того, что Господь уже сделал для нас и благодаря за это (см.Флп 4:6). Более того, именно так Иисус молился о воскресении Лазаря: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин 11:41).
Учитесь просить с верой, оставляя результат на усмотрение Бога.
Когда мы формулируем молитву о намерении, это не для того, чтобы сообщить Богу: Он лучше нас знает, каковы наши нужды и потребности мира. И не для того, чтобы повлиять на Него: нам нет нужды отстаивать свои интересы, потому что наш Отец любит нас.
Молитва прошения – это не о том, чтобы изменить Бога и Его решение, а об изменении нас. Она открывает нас и открывает мир для желания Бога и Его благословений. Потому, когда молитесь, стоит добавлять «если на то есть Твоя воля» — это дополнительное напоминание нам же, что мы вверяем интенцию в Его руки и на Его усмотрение. Никому из нас не нравится чувство потери контроля, но бывают моменты, когда мы не можем сделать ничего другого, кроме как оставить результат ситуации на усмотрение Бога (см.Лк 22:42). Мы должны уповать на Господа и просто отпустить. Правда в том, что если мы полностью и полностью доверяем Богу и верим, что нет силы более великой, чем Бог, то мы знаем, что результат наших молитв всегда будет соответствовать Его Святой Воле.
Да, он не всегда может быть тем, чего мы ожидаем или даже не то, чего мы желаем, но Бог знает, что лучше для нас, даже когда мы думаем, что знаем лучше. Если родитель знает, какой хороший подарок сделать своему ребенку, тем более Отец Небесный знает, какие блага дать нам, просящим у Него (см.Мф 7:11). Бог всегда отвечает на наши просьбы с любовью, и мы должны радоваться даже крестам — это драгоценные дары Небес, избранные специально для нас.
Именно с таким подходом, мало-помалу, сокращается разрыв между тем, чего мы желаем, и тем, чего желает Бог, между Его волей и нашей. Тогда мы можем просить Его о чем угодно, и наша молитва всегда будет услышана. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин 5:14-15)
Да, это очищение и углубление наших прошений не происходит за считанные минуты. Требуется время, чтобы наши языческие молитвы стали христианскими. Мы находим это эхом в притчах, которые призывают нас к настойчивости в молитве. Если нас заставляют ждать ответа, то не потому, что небесный коммутатор перегружен, а потому, что наши земные призывы еще недостаточно подлинны, чисты, смиренны и сильны.
Господи, научи нас молиться!