Итак, в качестве мысленного упражнения представьте, что летающая тарелка приземлилась на площади Святого Петра во время еженедельной общей аудиенции Папы. Что бы это значило для католической веры? Что вообще Церковь говорит о внеземных формах жизни? Существуют ли они?
Так получилось, что Папа Франциск и некоторые богословы уже высказывались по этому поводу.
Кратко: Католическая церковь не имеет официального учения о существовании жизни за пределами планеты Земля. Тем не менее, многие богословы в Церкви высказывают предположения о существовании разумной жизни где-то еще во Вселенной. Гипотеза существования разумной жизни на других планетах не является «еретической»: в сотворенном Богом мире есть место для всех. Католики могут свободно рассуждать на эти темы, помня о том, что Господь – Всемогущий по Его Провидению все возможно.
Подробнее: Ученые, изучающие космос, продолжает делать новые открытия каждый год, включая планеты в близлежащих звездных системах, которые могут быть подходящими для жизни. Пока мы не находили доказательств, которые полностью, неопровержимо доказывали бы, что жизнь есть в каком-то другом месте, кроме как на Земле. Вероятно, любые обнаруженные ее формы будут примитивными по своей природе, но многие продолжают надеяться на разумную жизнь в далёких-далеких галактиках.
Это представляет интересную ситуацию для католиков, особенно если жизнь когда-либо будет открыта за пределами Земли. Многие задаются вопросами: «Создал ли Бог других существ, похожих на людей, на неизвестных нам планетах? Что, если когда-нибудь ученые обнаружат разумных инопланетян? Что бы это значило для католического богословия?»
Начнем с того, что Католическая церковь не имеет официального учения относительно инопланетян, но и не отрицает их.
Нынешний директор Ватиканской обсерватории, брат-иезуит Гай Консольманьо, резюмирует общую позицию Церкви в интервью журналу U.S. Catholic: «Я думаю, мы понимаем, что если они из Альфа Центавра или из другой галактики, они все еще Божье творение. Все создано Богом! Если мы когда-нибудь найдем разумную жизнь, у нас будет интересный диалог о природе воплощения».
Точно так же бывший директор обсерватории Ватикана отец Хосе Габриэль Фунес писал в L’Osservatore Romano: «Я думаю, что нет (противоречия). Подобно тому, как существует множество существ на Земле, могут быть и другие, даже разумные существа, созданные Богом. Это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем установить пределы творческой свободы Бога. Говоря словами Святого Франциска, если мы можем рассматривать некоторых земных существ как «братьев» или «сестер», почему мы не можем говорить о «брате-пришельце»? Он также будет принадлежать Творению».
Папа Франциск даже прокомментировал эту возможность во время проповеди в 2014 году, сказав: «Если завтра, например, прибудет экспедиция марсиан и некоторые из них придут к нам и один из них скажет:«Я хочу креститься!», что произойдет? … Кто мы такие, чтобы закрывать двери?». Этим Папа хотел подчеркнуть, что Церковь открыта для всех без исключения Божьих созданий.
По сути, все, что находится «вне» земной цивилизации, является частью творения Бога, и, как сказал Папа Иоанн Павел II Академии наук в 1996 году, «истина не может противоречить истине». Если инопланетяне действительно существуют, то у католиков не должно возникнуть проблем с их принятием. Нам не нужно бояться их создания, так как за этим стоит Бог. Именно потому Церковь не только участвует, но и является инициатором встреч астрономов и астрофизиков, посвященных гипотезе об инопланетной жизни. С конца 1700-х в Ватикане также проводятся астрономические исследования в собственной обсерватории.
Почему вообще Ватикан интересуется астрономией?
Несмотря на подозрения некоторых, Ватикан не ищет в космосе инопланетян или «знамение свыше». Церковь проявляла интерес к астрономии очень давно. Первоначально это было связано с практическими соображениями, чтобы реформировать юлианский календарь (для правильного исчисления дат церковных праздников) и благодаря Церкви и ее астрономическим исследованиям в 1582 году появился григорианский календарь, который сейчас используется как основной в мире. Позднее, с апологетической целью, в смысле защиты положительного отношения Католической Церкви к науке. И основная миссия Ватиканской обсерватории — быть мостом между церковью и наукой (с одной стороны, сказать ученым, что им не следует бояться религии, с другой — напомнить прихожанам, что в науке нечего бояться). Изучение творения — чудесный способ познать Создателя.
Разве мы не должны верить в то, что Библия говорит о том, как была создана Вселенная?
Мы серьезно относимся к Библии. Она учит нас, что абсолютно все было создано Богом и это творение было благим, и Он действительно так полюбил этот Мир, что послал Своего Единственного Сына. Именно это побуждает нас изучать физическую Вселенную, чтобы стать ближе к ее Создателю. Но не стоит путать Библию с научной книгой. Она говорит нам, КТО создал Вселенную; наука же говорит нам, КАК Он это сделал. Ровно по этому же вере не противоречат научные открытия и гипотезы о возникновении Вселенной, вроде «Теории Большого Взрыва» (кстати, ее автор – бельгийский католический священник Жорж Леметр). Для веры не принципиально, каким образом и как долго происходило сотворение, главное – Кто все это сделал.
Творчество Бога безгранично, и хотя люди являются вершиной Его творения на Земле, всегда существует вероятность того, что Бог создал других существ во Вселенной с определенной степенью разума. Это возможно и только усилит чудесный план Бога. Для нас, католиков, мысли, возникающие при размышлении над этим вопросом, в отсутствие каких-либо однозначных ответов, должны побудить нас сосредоточиться на осознании величия Бога и Его особой любви к нам. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (1 Кол 16:17).