Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни» был подписан президентом страны Касымом-Жомартом Токаевым 29 декабря 2021 года. Этот закон полностью отменил смертную казнь, признав таким образом пожизненное заключение высшей мерой наказания в республике. К этому шагу Казахстан шёл поэтапно. Так, в Казахском ханстве кара смертью предусматривалась согласно Жеты Жаргы за убийство, изнасилование и кровосмешение до 7 колена. Смертная казнь существовала в Казахской ССР и на протяжении первых 13 лет истории независимого Казахстана. В 2003 году в Казахстане был приведён в исполнение последний смертный приговор, 12 осуждённых были казнены путём расстрела. В 2004 году вступил в силу бессрочный мораторий на исполнение приговоров к смертной казни, подписанный первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. Всего же с 1990 года в Казахстане было исполнено 536 смертных приговоров.
Вопрос допустимости смертной казни как высшей меры наказания вызывал и вызывает многочисленные дискуссии. Как за отмену, так и за её применение высказываются различные политики и общественные деятели, приводя свои веские доводы. Казахстан занял сторону противников смертной казни, и потому далее — разбор 5 аргументов в пользу принятого решения и 5 историй с ними связанных.
1. Аргумент Достоевского: насилием нельзя остановить насилие
На сегодняшний день нет никаких доказательств того, что смертная казнь более эффективна в предотвращении преступлений, чем любое другое наказание. Давайте честно, смертная казнь – это убийство, на которое идёт государство, чтобы остановить зло. Но если зло пытается истребить зло, ни зло ли в итоге одерживает победу? Убивая убийцу, не становимся ли мы сами убийцами? И вообще, можно ли убить во благо?
На эти вопросы дал развёрнутое размышление в своём «Преступлении и наказании» Фёдор Михайлович Достоевский, сам однажды осуждённый на смертную казнь, но в последний момент помилованный и отправленный на каторгу в Сибирь. За что убил Родион Раскольников старуху-процентщицу, помните? Студент и вольнодумец, загнанный в тяжёлое положение нуждой и долгами, он решается на преступление не ради наживы. Молодым человеком движут высокие устремления, Раскольников хочет восстановить справедливость: избавиться от старой, злой и скупой ростовщицы и вытащить благодаря её деньгам своих близких и «более достойных» людей из бедственного положения. «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» — вторит его теории случайно подслушанная им реплика. И вот топор занесён, крамольная идея Раскольникова получает возможность проверить себя на практике. Но вместо добра выходит сплошное зло. Вместе со старухой под топор попадает случайная свидетельница преступления Лизавета, сама страдавшая от грубого обращения сестры-ростовщицы. Деньги, украденные Раскольниковым, оказываются бесполезными, он их сначала прячет под камень, а потом указывает это место полиции. И в самой теории Раскольникова происходит «раскол». Возомнивши себя «власть имущим», вершителем судеб, он преступает нравственный закон, который приводит к нравственной деградации его личности. Бунт Раскольникова, направленный против бесчеловечности, сам оказывается по своей сути бесчеловечным и аморальным. «Разве я старушонку убил? Я себя убил», — отчаянно заключает герой.
Произведение Достоевского о том, что не бывает зла во благо. Зло не уничтожает зло, оно его преумножает.
Вывод: Смертная казнь – это убийство, а государство, позволяющее смертную казнь, наделяет убийство легитимностью. Доказанной корреляции между применением смертной казни и сокращением уровня преступности нет, а значит, приводя в исполнение смертный приговор, государство не только не пресекает насилие, но и легитимно вписывает новое убийство в криминальные хроники.
2. Аргумент Джорджа Стинни: слишком высокая цена судебной ошибки
Избежать ошибок невозможно. Несмотря на современные достижения научной и медицинской экспертизы, независимо от процессуальных гарантий, встроенных в судебную систему, следствие ведут люди, а людям свойственно ошибаться. И, к сожалению, эти ошибки происходят намного чаще, чем себе представляют многие, а их последствия необратимы.
Четырнадцатилетний Джордж Стинни – самый молодой смертник, казнённый в XX веке в США. Его обвинили в убийстве двух девочек, Мэри 7 лет и Бетти 11 лет. Подсудимый клялся в своей невиновности и не выпускал из рук Библию. Однако присяжным хватило 10 минут, чтобы приговорить чернокожего мальчика к смертной казни.
Родителям не позволяли увидеться с ним, и мальчик провёл 81 день в одиночной камере, ожидая исполнения приговора. Джордж Стинни был казнен на электрическом стуле. Стул был несоразмерен детскому телу, ремни на руках пришлось не застегивать, а завязывать, и чтобы он был на нужной высоте, на сидение Джорджу подложили ту самую библию, которую он принес с собой.
В 2014 году, в результате рассмотрения новых свидетельств, суд США отменил смертный приговор через 70 лет после его совершения.
Вывод: К смертной казни по ошибке могут быть привлечены невиновные люди. При этом полностью исключить ошибки нельзя, а исправить их последствия невозможно.
3. Аргумент Алессандро Серенелли: меры пресечения преступлений должны носить гуманный характер
Мария Горетти – широко почитаемая католической церковью святая. Одиннадцатилетняя девочка удостоилась венца девы и мученицы за то, что противостояла принуждениям своего соседа Алессандро вступить с нею в сексуальную связь даже под угрозой смерти, а затем простила своего убийцу.
Святость Марии Горетти не вызывает сомнений, но в этом аргументе мы сосредоточим свой фокус на Алессандро Серенелли. На момент совершения убийства парню было 19. Мария была бедна и работала в его семье домработницей. Алессандро неоднократно пытался склонить её к сексуальной связи, но в этот раз он перешёл к активным действиям. Пытаясь взять Марию силой, он пригрозился её убить. Мужественная девочка сказала, что скорее умрёт, чем совершит грех, на что Алессандро достал шило и нанес своей жертве одиннадцать ударов. Когда Мария попыталась добраться до двери, он ударил её шилом ещё 3 раза, после чего скрылся. Пострадавшую нашли и отвезли в госпиталь, где она была прооперирована без анестезии. На следующий день Мария Горетти скончалась. Перед смертью девочка простила убийцу и сказала, что хочет видеть его вместе с нею на небесах.
Алессандро был схвачен полицией и приговорён к 30 годам лишения свободы. О содеянном парень не раскаивался, пока однажды в тюрьме ему не приснился сон. Он увидел прекрасный сад и Марию Горетти, гуляющую по нему. Девочка подошла и протянула лилии, которые тут же сгорели в его руках. Лилий было столько же, сколько он нанёс ей ударов шилом. Наутро Алессандро проснулся другим человеком. Он раскаялся в своем преступлении и захотел измениться. Его освободили досрочно, и после выхода из тюрьмы Алессандро отыскал мать Марии Горетти, чтобы попросить у нее прощения. «Если моя дочь смогла простить тебя, кто я такая, чтобы отказывать тебе в прощении?» — ответила мать убитой.
24 июня 1950 года Мария Горетти была причислена к лику святых. Алессандро давал лично свидетельство в пользу её беатификации.
В последствии Алессандро Серенелли стал братом-мирянином ордена Младших Братьев Капуцинов и до самой смерти прослужил при монастыре садовником. Лилии в его руках больше не горели.
«Но не все преступники раскаиваются и исправляются», — возразят на этот аргумент многие. Так и есть. Но дать преступнику время осознать содеянное значит проявить гуманность и милосердие. Мы не знаем, что случается с душами казнённых преступников. Мучаются ли они за свои злодеяния вечно, или кто-то успевает покаяться, поднимаясь на эшафот. Всё же не лишить преступника жизни в расплату за содеянное значит дать ему шанс на метанойю.
Вывод: В уголовном праве должен реализоваться принцип гуманизма. Совершаемые уголовно-правовые меры должны быть направлены не на уничтожение преступника, а на пресечение преступления. Возмездие не правосудие. Вынося смертный приговор, мы навсегда закрепляем за осуждённым клеймо преступника. Приговаривая же к заключению, наказываем преступление, нейтрализуем угрозу для общества и даём осуждённому шанс на исправление. И будь он серийным маньяком и деградатом, человек не может быть злом в последней инстанции. Не на этой ли ультимативной вере в человеческое зиждется весь принцип гуманизма?
4. Аргумент Христа: смертный приговор не должен стать средством репрессий
Очевидно, что к смертной казни приговариваются люди, совершившие особо тяжкие проступки. Однако состав преступлений, достойных смерти, может сильно разниться от государства к государству и превалирующей идеологии, а иногда и вовсе быть абсурдным. Так в современном Иране законы допускают смертную казнь детей — мальчиков старше 15 лет и девочек старше 9. В Саудовской Аравии обезглавливают мечом за угон самолёта, а в КНДР можно получить смертный приговор за сокрытие симптомов Covid-19. Нельзя не вспомнить холокост, когда на законных основаниях истреблялась целая нация, и советское прошлое, когда под расстрел попадали за одну лишь веру. В списках жертв репрессий такие известные люди, как Жанна д’Арк, Максимилиан Мария Кольбе, Томас Мор, а однажды человечество осудило на смерть и распяло самого Бога.
Вывод: Гильотина в руках государства, обладающего абсолютной властью, может стать орудием репрессий. Пожизненное заключение – это шанс для осуждённого получить амнистию при смене власти.
5. Аргумент Папы Франциска: «смертная казнь противоречит Евангелию»
Папа Франциск — активный поборник отмены смертной казни. В октябре 2017 года во время празднования, посвященного 25-летию со дня принятия катехизиса Католической Церковью, понтифик заявил о своём решении внести в него изменения. Жизнь человека «всегда священна в глазах Создателя, и потому смертная казнь противоречит Евангелию», — пояснил Папа.
Ранее катехизис не исключал применения смертной казни в условиях, если «это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора».
В новой редакции статьи 2267 катехизиса говорится: «В наши дни растет понимание того, что, даже совершив тяжкие преступления, человек не теряет своего достоинства. Кроме того, распространилось новое понимание смысла карательных функций со стороны государства, и были разработаны более эффективные системы содержания под стражей, которые гарантируют надлежащую защиту граждан и в то же время не лишают правонарушителя полной возможности искупить свою вину».
Специальное послание кардинала Ладарии ко всем епископам Римско-католической церкви разъясняет значение изменений в катехизисе. Он говорит, что развитие католической доктрины о смертной казни стало результатом эволюции веры, и подчёркивает необходимость создания условий для отмены смертной казни там, где она еще применяется, путём «уважительного диалога» с местными властями.
Вывод: Отказ от насилия во всех его видах, признание неправомерным осуществление пыток и отмена смертной казни в уголовном праве – это результат развития этической мысли в процессе историко-культурного развития общества. Отказ от смертной казни – это прогрессивный шаг, отвечающий развитию современной доктрины веры и морали.
Отказ от применения смертной казни является мировой тенденцией. Комментируя новый законопроект, Посол Казахстана в Ватикане Алибек Бакаев заявил, что его принятие было обусловлено «желанием Казахстана идти по тому демократическому пути, который он наметил перед собой. Отмена смертной казни – это ответ на призыв всего мирового сообщества и Папы Римского, в том числе. Мы являемся частью мирового сообщества, хотим быть в согласии с мировым сообществом, поэтому такие шаги были предприняты».
По данным 2021 года 144 страны уже отменили смертную казнь законодательно или не применяют её на практике.
“В XXI веке нет места смертной казни”, — заявлял бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Мировое сообщество в лице ООН и других правозащитных организаций продолжает настойчиво призывать лидеров всех стран, отказаться от её применения, а 10 октября объявлено Всемирным днём борьбы против смертной казни.