Епископ Атаназиус Шнайдер, Епископ помощник архиепархии Святой Марии в Астане
В средствах массовой информации можно было читать в последние дни высказывания на тему отпущения грехов во время эпидемии коронавируса, как например: “Больным коронавирусом отпустят все грехи”. “Прощение грехов теперь возможно не только во время исповеди у священника, но и во время молитвы”. “Пандемия коронавируса в Ватикане признана особым случаем, при котором исповедь может быть проведена без участия представителя церкви”. “Римская католическая церковь раздаст индульгенции всем заразившимся”.
Такие высказывания являются либо совершенно неверными, либо только частично верными. Во всяком случае они передают соответственное учение католической церкви в весьма искаженном виде.
I. Получение прощения грехов
Посмотрим на официальное учение католической церкви (мы ссылаемся здесь особенно на Катехизис католической церкви, ср. №. 1441-1460).
Только Бог прощает грехи (ср. Мк 2, 7). Иисус есть Сын Божий, поэтому Он говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2, 10). В силу Своей Божественной власти Христос дал Церкви, т.е. апостолам и их приемникам в священном сане епископов и священников отпускать кающимся грешникам грехи от Его имени: “Иисус дунул на них, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20, 22-23).
Главным и обычным (ординарным) путем для получения грешниками от Бога прощения грехов является таинство исповеди.
“Индивидуальная и полная исповедь, а также отпущение грехов, представляют собою единственный обычный способ, посредством которого верный, сознающий за собою тяжкий грех, примиряется с Богом и с Церковью. Только физическая или моральная невозможность освобождают от такой исповеди; в этом случае примирение (с Богом) может осуществиться также иными способами” (канон 960 Кодекса Канонического Права).
Как для обычного (ординарного), т.е. посредством таинства исповеди, так и для чрезвычайного способа, т. е. вне исповеди, получения Божьего прощения необходимы следующие акты грешника:
(1) Сокрушение: это душевная боль и отвращение к совершенному греху.
(2) Твердое решение не грешить более в будущем.
(3) Твердое решение избегать в будущем обстоятельства, ведущие ко греху.
(4) Принести удовлетворение или умилостивление за прощенные грехи, ибо отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом; этого требует простая справедливость (например, вернуть украденные вещи, восстановить репутацию оклеветанного человека, изгладить обиды); удовлетворение называется также «епитимьей», налагаемой Церковью (через священника). Удовлетворение или епитимия, которые мы приносим за наши грехи, невозможны иначе, как через Иисуса Христа: мы сами по себе ничего не способные сделать, с помощью «укрепляющего нас Иисуса Христа» можем все (Флп 4, 13). Итак, у человека нет ничего, чем он мог бы похвалиться, вся «слава» наша — во Христе (…), в котором мы совершаем удовлетворение.
(5) Для приобретения Божьего прощения чрезвычайным способом, т. е. вне исповеди, грешник должен иметь в сердце своем «совершенное сокрушение» или “сокрушение любви” (когда его сокрушение исходит из любви к Богу, любимому превыше всего). Такое сокрушение приносит прощение смертных грехов, если оно сопровождается твердым решением при первой же возможности прибегнуть к таинственной исповеди.
Из выше изложенного становится ясным характер неверности или полу-правды следующих высказываний: “Больным коронавирусом отпустят все грехи”. “Прощение грехов теперь возможно не только во время исповеди у священника, но и во время молитвы”. “Пандемия коронавируса в Ватикане признана особым случаем, при котором исповедь может быть проведена без участия представителя церкви”.
II. Индульгенции
Мы ссылаемся здесь особенно на Катехизис католической церкви (ср. №. 1471-1479).
Для понимания того, что такое “индульгенция” надо учесть факт, что грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом и тем самым закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется «вечной карой за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех.
Прощение греха и восстановление общения с Богом приводят к отпущению вечной кары за грех (т.е. лишения вечного блаженства в Боге). Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час — спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех; он должен приложить все усилия, чтобы делами милосердия и любви, а также молитвой и различными делами покаяния совершенно изжить в себе «ветхого человека» и облечься в «нового человека» (ср. Еф 4, 24).
Индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже прощена в таинстве исповеди. Индульгенция, отпущение временной кары за грехи, дается Церковью, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых. Таким образом грешник, получивший в таинстве исповеди отпущение грехов, получает от Бога Отца милосердия также и отпущение временной кары за грехи. Через индульгенции Церковь хочет не просто прийти на духовную помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости.
Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.
Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:
(1) Принятие таинства исповеди.
(2) Принятие Святого тела и Крови Христа в Причастии.
(3) Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
(4) Отсутствие привязанности к какому-либо греху.
(5) Молитва (любая и по личному выбору) в намерениях Папы Римского.
Индульгенцию, т. е. отпущение временной кары за грех, дает всегда сам Бог через Церковь, и получить полную индульгенцию не так легко, ибо это требует отсутствия привязанности к какому-либо греху.
Из выше изложенного становится ясным характер крайней поверхностности или полу-правды следующего высказывания: “Римская католическая церковь раздаст индульгенции всем заразившимся”.
Прощение, очищение от грехов и индульгенции не даются, так сказать, “по блату” и не являются автоматическим при наличии просто какого-то бедствия (напр. катастрофы, эпидемии).
Во избежание распространения полу-правд и мифов необходимо помнить то, что Церковь учит:
Иисус Христос, Богочеловек и единственный Спаситель, умерший за всех, хочет, чтобы в Его Церкви врата прощения всегда были открыты всякому, кто отвращается от греха. Поэтому нет никого, как бы ни был он зол и преступен, кому нельзя с уверенностью надеяться на прощение, если только его раскаяние искренне.
Если бы в Церкви не было отпущения грехов, не существовало бы никакой надежды, никакого чаяния жизни вечной и вечного избавления. Возблагодарим Бога, давшего Своей Церкви такой дар (ср. Катехизис католической церкви, № 983).
Фото обложки Алевтины Самусевой