Трудовая деятельность человека вовлекает его личность во всех ее измерениях: интеллект, волю, чувства и чаяния. «Первое призвание человека: работа. И она наделяет его достоинством» (Папа Франциск, 1 мая 2020 г.). Сегодня многие отмечают Международный дня труда, а церковь вспоминают св. Иосифа труженика.
Пандемия продолжает опустошать рынок труда миллионов мужчин и женщин, отнимая рабочие места и усугубляя нестабильность. Эти две раны – безработица и нестабильность – ставят перед нами вопрос о работе будущего.
Во многих регионах пандемический кризис подменил привычные занятия на труд перед монитором на дому, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. Удаленная работа раскрывает перед нами и славу технологий, и их ограниченность. Если, с одной стороны, мы констатируем прогресс в их эффективности, но видим и препятствия, которые кажутся непреодолимыми, то с другой, мы убеждаемся, что человеческая личность нуждается в реальных, а не виртуальных отношениях, чтобы поделиться тем, что каждый носит в своем сердце.
Прошедшее с начала пандемии время показало нам также, что нынешний кризис носит всеохватывающий характер, поражая все человечество, и что труд должен стать ядром лучшего будущего. Сохранять и создавать рабочие места с креативностью тех, кто стремится к благу других – сегодня это, наверное, одно из велений любви.
Перед лицом стольких личных катастроф работа дает нам возможность развиваться в других ее измерениях: в способности принимать и открываться на других. Когда в момент перелома мы принимаем других, рождается ностальгия по трансцендентности, желание переступить собственные рамки, заботиться и чувствовать заботу, помогать и получать помощь – первые следствия признания собственной уязвимости. Работа, совмещающая в себе достоинство и встречу, превращается в диалог с самим собой и с другими. Она указывает общую цель, открывает потоки понимания, побуждает сказать «мы», помогая переступать через различия и позволяя узнавать друг друга, обогащает благодаря взаимному обмену человеческими способностями и соучастию в творческих процессах.
Так работа раскрывается в ее истинном измерении как «пространство», в которое все мы можем внести что-то свое, и не только с экономической точки зрения. Общее призвание мужчин и женщин к труду побуждает нас объединять свои усилия для выполнения задачи «воссоздания» мира и отношений в нем. Поэтому, когда работа так или иначе теряет свое достоинство, деформируется и сама личность в ее глубочайшем бытии.
Поскольку обратной дороги уже нет, любовь к другим при поиске решений пробуждает креативность, дабы вместе с другими гражданами найти новые пути. И путь этот не один, их много, но на любом из них нас должно вести служение как неотъемлемая часть общего блага. В любом случае, достоинство труда зиждется на любви: «Великая привилегия человека – умение любить, которое возвышает его над эфемерным и преходящим. Он способен любить другие творения, произносить наполненные чувством «ты» и «я». И он способен любить Бога, открывающего перед нами врата небес, делающего нас членами Своей семьи, позволяющего нам общаться с Ним на «ты» лицом к лицу. Поэтому человек не должен ограничиваться только тем, чтобы производить предметы или строить какие-то объекты. Труд рождается из любви, проявляет любовь, руководствуется любовью» (Св. Хосемария Эскрива, 19 марта 1963 г.).