Чаще всего человек обманывает себя самого. Обычно это происходит неосознанно, и тем опаснее подобный недостаток правды. Человек желает быть кем-то значительным, великим, прекрасным. Поэтому он переносит с трудом, если кто-то указывает на его малость, на то, что он „нуль“, „ничтожество“.
Конечно, говорить о „ничтожестве“ человека – это некоторое преувеличение. Ведь человек – дитя Божие, искупленное Кровью Христовой, омытое Ею от греха! В каждом из нас среди недостатков есть хорошие черты, как жемчуг между камнями. Но всё же, размышляя о величии Божием, человек видит, что он – „ничто“. Бог слишком велик, дистанция между Ним и нами огромна и с нашей стороны непреодолима. К тому же, человеческий язык слишком ограничен, чтобы адекватно выразить величие Господа и нашу малость. Отсюда возникает справедливое заключение о нашем „ничтожестве“, которое не умаляет, однако, истину о человеческом достоинстве. Глядя на Бога и на достоинство человека, можно испытать страх перед лицом человеческой слабости. Мы нуждаемся в созерцании величия Божия, чтобы понять малость человека, а с другой стороны, нам необходим взгляд на человеческое ничтожество, чтобы почувствовать, насколько велик Бог.
Смиренный человек использует каждое унижение, чтобы взглянуть на себя в свете истины и благодаря этому всё больше преклоняться перед Господом и прославлять Его величие. В этом духе говорила Мария: „Величит душа Моя Господа, …что призрел Он на смирение Рабы Своей… Свято имя Его“ (Лк 1, 46-48).
Домашнее задание. Ответьте на вопросы:
- Угнетает ли меня величие Бога или же, скорее, вызывает во мне благодарность и благоговение?
- Радуюсь ли я Божественному величию, готов ли я Ему поклоняться?
- Оцениваю ли я человеческое величие и достоинство – своё и окружающих – в перспективе вечности?
- Принимаю ли я вместе с Марией собственное избрание и величие как возможность благодарить Бога и прославлять Его?