Для того, чтобы лучше пережить Страстную Неделю и подготовиться к Светлому Воскресенью, мы подготовили цикл статей, посвящённых Страстям Христовым в мировом искусстве. Великий Понедельник – день дружбы, Иисус проводит его в доме своих старых друзей.
Евангелие этого дня показывает нам Иисуса, пришедшего в Вифанию. Иисус проводит этот день в кругу своих старых друзей: Марфы, Марии и Лазаря. Иисус наслаждался дружбой, часто бывал в их доме. «Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Иоанн 12:2-3). Иуда упрекает Марию за расточительство и предлагает альтернативное поведение: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?». На что Иисус ему ответил: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Стоит упомянуть, что у других трёх евангелистов не подаётся имя женщины, совершившей этот поступок.
Вернёмся к Марии Магдалине, а точнее к прекрасному образу Яна ван Скорела «Мария Магдалина». Святая изображена наполовину святой, наполовину грешницей. Об этом свидетельствует её наряд, напоминающий куртизанское прошлое и не до конца собранные волосы. Героиня облачена в платье с пышными рукавами, расшитыми жемчугом, и батистовую рубашку. О том, что она родом с Востока, можно понять по надписи еврейскими буквами и по покрывалу с орнаментом. В руках Магдалины изображен ее атрибут – алавастровый сосуд с миром, которым она будет умащивать ноги Христа.
Позади сидящей Магдалины простирается светлый пейзаж, характерный для юга. С правой стороны картины изображено дерево, растущее из сгнившего ствола. Оно символизирует новую жизнь будущей святой, её обращение.
В своих размышлениях об этом эпизоде, иезуит Гжегож Крамер говорит о том, что основа дружбы – это простые вещи: «На общей трапезе, находясь вместе и создавая возможности и климат для отдыха… Из этой короткой сцены видно, что дружба, если смотреть со стороны, встречается с недоразумением. Иуда не понял этого жеста. Он не был другом. Он был кем-то вне этих отношений» — делится священник. «Сегодня стоит задуматься о дружбе. Понедельник не пройдет даром», — завершает отец Гжегож.
Текст: Алевтина Самусева
Фото обложки: Wikimedia Commons / Aiko