Случаются встречи, которыми просто нельзя пренебрегать. Совсем недавно Казахстан посетила очень интересная личность – профессор нравственной теологии Папского университета святого Фомы Аквинского, известного как Ангеликус, отец Эзра Салливан. Мы воспользовались случаем и побеседовали с ним о наиболее наболевших темах нашего времени, находящихся в его компетенции.
— Что входит в сферу ваших интересов в области нравственной теологии?
— Я интересуюсь вопросами, в которых наука соприкасается с этикой. Как функционирует мозг, как работает организм, что это может нам сказать об эмоциях, о нравственности, этике, потому что сейчас появляется все больше вопросов ввиду появления новых технологий и новых открытий, объясняющих процесс функционирования нашего мозга, который способствует мышлению. Где граница между нашей ответственностью за то, что мы едим, занимаемся ли спортом, как относимся к своему телу. Одним словом, меня интересуют все вопросы, которые возникают на фоне взаимодействия науки и нравственной теологии.
— В последнее время в Казахстане, как и в мире в целом, все большую популярность приобретает техника ЭКО? Каковы последствия данной проблемы? И есть ли у вас советы для семейных пар, отчаявшихся в попытках завести детей естественным путем?
— Вопрос ЭКО касается такой научной сферы, как биоэтика, которая мне хорошо знакома. Появление этой техники берет корни из желания супружеских пар иметь детей в тех случаях, когда естественное зачатие не происходит или когда пара пережила уже несколько выкидышей. Данная техника предполагает забор яйцеклеток из организма женщины, а также спермы из организма мужчины с последующим их соединением с целью образования человеческого эмбриона. Получив определенное количество эмбрионов, специалисты помещают несколько из них в организм матери с тем, чтобы тот из них, который окажется жизнеспособным, в последствии стал ребенком. Проблема в том, что в ходе данной процедуры погибает большое количество оплодотворенных эмбрионов. А согласно Католическому вероучению, человеческая жизнь начинается с самого момента ее зачатия, то есть с того момента, когда соединяются мужской сперматозоид и женская яйцеклетка, когда появляется новый генетический код и новая человеческая душа, созданная Богом. Человеку свойственно иметь как физическое единство, так и духовное. Церковь выступала против ЭКО уже много раз. Примером этого может стать выпуск документа под названием «Donum vitae». Этот документ объясняет, что несправедливо по отношению к ребенку быть зачатым вне материнской утробы. Когда ребенку приходится пройти через процедуру зачатия, спровоцированную докторами, здесь уже нет места акту любви между отцом и матерью. В таком случае ребенок может воспринимать себя как продукт, технологию, потому что для его появления на свет родители прошли через процедуру, которая не является натуральной, частью нашей природы, частью нашей биологии. Как с машинами: мы можем сконструировать робота и можем сконструировать человеческое существо. И это несправедливо по отношению к ребенку. Исследования показали, что выросшие дети, рожденные таким способом, имеют трудности с самоопределением, тем более, что идет перекос и со стороны родителей, которые считают ребенка своей собственностью, ведь они заплатили за то, чтоб он у них был. А ведь ребенок – это дар Бога.
Поэтому первая трудность, связанная с этим вопросом, состоит в том, что с одной стороны родители хотят иметь детей – и это очень хорошее, доброе желание, а с другой стороны это желание должно быть наполнено соответствующим смыслом. А соответствующий смысл в данном случае – это натуральное зачатие. И если пара не способна зачать ребенка, то нужно в первую очередь постараться обнаружить причину, по которой зачатие не происходит. А таких причин может быть множество. Поэтому парам прежде всего нужно посетить специалиста, чтобы выяснить ее. Нередко трудности с зачатием возникают из-за сбоя в выработке гормонов у женщин или из-за нарушений в выработке спермы у мужчин. Как бы то ни было, если проблему выяснить не удается или если исправить ее не представляется возможным, тогда паре стоит молиться и, конечно, просить Бога о даре зачатия. Но важно помнить, что мы не можем все взять в свои руки. Нужно постараться принять трудность положения человека, который не может иметь детей, как часть страдания или жертвы, о которой просит нас Господь, вместо того, чтобы говорить: «Я могу контролировать мир через медицинские достижения». Ведь невозможно исправить одну ошибку другой ошибкой.
— Не секрет, что большое внимание общества приковано к гендерным проблемам. Сформулируйте коротко позицию Церкви по данному вопросу.
— Во-первых, нужно вспомнить Книгу Бытия, где сказано: «И сотворил Бог человека: мужчину и женщину сотворил их…». Это изначальный замысел Бога для человечества. Об этом говорится в первой же главе Книги Бытия. А во второй мы можем прочесть о взаимоотношениях Адама и Евы. Это не какое-нибудь изобретение Католической церкви. Конечно, у этого есть богословские корни, но в том числе и биологические корни. Я обычно людям предлагаю посмотреть на природу. Некоторые растения и животные размножаются вне понятия пола. Например, грибы размножаются спорами. Но все млекопитающие, включая приматов, дельфинов и человека, размножаются при наличии представителей двух противоположных полов. Нет никакой возможности, чтобы дельфины или приматы размножались вне понятия пола. Это биология, и это написано в Библии. Если мы отрицаем понятие пола, то мы отрицаем и науку, и Божье Проведение.
На западе возникла большая путаница по этому поводу. И эта путаница берет начало в сексуальной революции 60-х годов 20 века. В то время произошел разрыв между половым актом и репродукцией. И тут очень хорошо прослеживается связь с тем же ЭКО. Сейчас сексуальный акт не направлен на реализацию биологических процессов, он направлен на получение наслаждения. Тело человека больше не воспринимается как часть всего человечества, оно воспринимается как инструмент. Это равносильно тому, что мы говорили бы о пластике. Кто задумывается, мужчина или женщина этот кусок пластика. Какая разница, это же просто пластик. Но настоящая личность представляет собой духовную натуру, а тело – это то, в какую форму натура облечена. И это лишь поверхностный взгляд на корни данной проблемы, которая берет начало в сексуальной революции.
Если углубляться, то нужно коснуться трудностей с пониманием дуализма в философии, о котором говорил Декарт. Можно вспомнить высказывания философов, провозглашавших, что тело – это машина, внутри которой имеется дух. И эта машина — вовсе не часть тебя. Ты можешь взять эту машину, можешь ее поменять, в общем так же, как и с пластиком, из которого ты можешь слепить что захочешь. В таком случае идет отрицание того, что тело – это часть всего существа.
Папа Павел VI в документе “Humane vitae” предсказывал, что если произойдет разрыв между половым актом и процессом человеческого воспроизводства, то это повлечет разводы, сексуальную аморальность, разлад отношений между мужчинами и женщинами, что мы, собственно, сейчас и наблюдаем, хотя едва ли он тогда представлял, что это будет выглядеть именно так. Что произошло после сексуальной революции? Провозглашается, что любой вид любви – это хорошо, как следствие появляются геи и лесбианки, из чего вытекает, что вообще нет никаких мужчин и женщин. И это все последствия той самой сексуальной революции 60-х годов. И вот уже около 6-7 лет прошло с момента, когда это переросло во всемирное движение. 10 лет назад об этом никто не знал, это даже не было предметом для обсуждений. А это свидетельствует о том, что сейчас человеческий разум легко поддается изменениям. Я называю это пропагандой сексуальной революции. И эта пропаганда используется против нас с целью установления политической власти, притеснения позиций традиционных религий, ведь все они построены на основе семейных ценностей. Я буду делать, что захочу, никто не может мне диктовать, что мне делать – вот она сексуальная революция.
— Немало дискуссий развернулось буквально в последние месяцы по поводу документа Папы, упрощающего процедуры допущения разведенных к принятию таинства Причастия. Как следует людям понимать это?
— Я полагаю, здесь есть два вопроса, которые могут вызвать путаницу. Один касается людей, попавших в ситуацию, когда действительность их первого брака под вопросом, и они уже вступили в новые отношения. При этом нет возможности в полной мере расследовать данную ситуацию, чтобы выяснить, был ли заключенный брак действителен. То есть Канонический процесс, который должен иметь место в данной ситуации, не может быть совершен. На самом деле мне известен случай одной женщины, которая оказалась в такой ситуации. Она родом из Южной Америки, перебралась в Штаты. Была ранее замужем, но у нее не было никаких документов об этом супружестве, не было никакой возможности установить связь с тем мужчиной, с которым был заключен первый брак. То есть она начала совершенно новую жизнь в Соединенных Штатах, и не было никакой возможности вернуться назад, чтобы расследовать данную ситуацию. Согласно Каноническому праву, она не имела бы возможности принимать Святое Причастие, не имела бы шанса ходатайствовать о том, чтобы ее предыдущий союз был признан недействительным. Что же тогда делать? Папа Франциск декларировал, что в отсутствие доказательств и при условии, что речь идет о человеке, который вызывает доверие, он может приступать к таинству Причастия. Потому что мы не можем позволить себе быть скованными законом.
Но совсем другой пример, когда мужчина и женщина живут вместе, и есть возможность провести расследование касательно предыдущего союза. В таком случае именно это и должно быть сделано. Цель – в любом случае – чтобы справедливость восторжествовала по отношению к разведенному человеку. Иисус нас учит, что брачный союз длится до смерти. Поэтому невозможно тем, кто уже женат, жениться снова. То есть здесь нет ничего нового. Как церковь запрещает людям, не состоящим в браке и при этом вступающим в сексуальные отношения, приступать к таинствам, так она не разрешает тем, кто женат и вступил в новые отношения, в том числе физически, приступать к таинствам.
Мне кажется, что путаница у людей возникла именно из-за того, что они не совсем поняли, что между первым случаем, когда нет возможности доказать действительность или недействительность брака, и вторым случаем, когда такая возможность есть с привлечением к расследованию предыдущего супруга, детей, – существенная разница. Условие принятия Причастия – быть в состоянии благодати, что подразумевает, что ты ходишь на исповедь и живешь такой жизнью, которая угодна Христу. Естественно, жизнь в прелюбодеянии не относится к состоянию благодати.
Буквально несколько дней назад я встречался с женщиной, поведавшей историю своей матери, которая была изнасилована супругом, после чего он ее покинул и начал жить с другой женщиной. И ей пришлось пройти через все процедуры расследования, чтобы получить разрешение принимать Святое Причастие. Для нее ждать было вполне нормально, потому что она знала, что может быть рядом с Богом, пока будет длиться процесс. Мой людям совет помнить, в чем суть Евхаристии. Это Христос. И он хочет, чтоб мы были в состоянии Божьей благодати для полного с ним единения, а не стремились лишь к некому шоу, переживая о том, что люди скажут, если увидят, что я на Причастие не иду.
Поэтому данный документ касается случаев, где Церковь полагается на веру в истинность свидетельства человека, как в первом примере. Церковь всегда доверяет людям. Когда два человека, стоя у алтаря, клянутся быть с друг другом до конца жизни, Церковь верит им. Это же касается и рукоположения во священники.
Был случай, когда священник подверг сомнению истинность своего рукоположения в связи с тем, что рукополагавший его епископ забыл возложить руки на его голову. И этому было видеодоказательство, епископ просто упустил этот момент. Главное, о чем следует помнить, что человек не может принимать Святое Причастие в состоянии тяжелого греха. Но если у нас нет элементарных доказательств того, что первый брак, к примеру, имел вообще место, то мы можем принять за правду свидетельство человека. Соответственно требования в данном вопросе стали менее строгими, чем были ранее.
— Какие еще вопросы наиболее актуальны в нравственной теологии сейчас?
— О наиболее важных и актуальных мы уже поговорили с вами, но если подумать, то можно еще назвать тему искусственного интеллекта и роботов, то есть вопросы, касающиеся новых технологий. И эти вопросы очень масштабные. Они, конечно, в первую очередь касаются работы: заменят ли роботы работающего человека и встанет ли еще более остро проблема безработицы. Другой же вопрос касается конфиденциальности. К примеру, такие компании, как Гугл или Фэйсбук владеют всей нашей информацией. И на практике выходит так, что эти службы порой имеют больше влияния и силы, чем правительства государств. Поэтому существует много моральных вопросов относительно того, например, стоит ли закрыть Гугл. В Европейском Союзе, к примеру, было потеряно к нему доверие из-за того, что у него появилось слишком много силы, и эта компания стала использовать свою силу, что зачастую было несправедливым по отношению к другим рекламодателям и представителям других поисковых систем. Как известно, Гугл сотрудничает с Китаем в вопросе ограничения предварительного поиска. Так Гугл создал другую поисковую систему, которая работает на китайское правительство, называемое Firefly. Оно отсеивает результаты поисковых запросов, которые не угодны китайскому правительству. Это экстремальная сила для диктаторов, которые просто могут ограничить доступ к тем сайтам, неугодным в той или иной ситуации. Несомненно, это может затронуть и Церковь. Ведь понятно, что Церковь распространяет учение, не все аспекты которого нравятся правительствам. К примеру, в США все труднее становится говорить о вопросах, касающихся брака, семьи, взаимоотношений мужчины и женщины. В той же Канаде сейчас наказуемо называть женщину, которая была таковой рождена, — женщиной, если она говорит, что она мужчина. Если я откажусь называть ее мужчиной, то просто-напросто могу попасть за решетку. И это на самом деле ограничивает свободу христиан в возможности распространения церковных истин, в том числе через те же огромные компании, регулирующие функционирование интернет-пространства.
– Как специалист в области нравственной теологии, что вы можете посоветовать современным родителям? На каких ценностях стоит им акцентировать внимание в процессе воспитания детей?
– По сути дела это традиционные ценности, которые обычно родители и стараются привить своим детям. Но, помимо того, стоит обратить внимание на то, чтобы не пытаться подменить современными техническими приспособлениями живое человеческое общение для формирования способности к хорошим человеческим отношениям. На западе широко применяют телевидение как замену общения, потому что, как только ты усадишь ребенка напротив телеэкрана, он затихает, а ты можешь спокойно заняться приготовлением пищи. Но это краткосрочное решение проблемы, которое не обучает детей ответственности, самодисциплине, желанию быть полезным. Телевидение – это одно, что я мог бы добавить.
Второе – это интернет, который еще больше затягивает. Потому что телевизор хотя бы стоит в одном месте в вашем доме, и так или иначе вы можете уследить за тем, что смотрит ваш ребенок. А интернет есть везде, где есть телефон, компьютер, ноутбук или что-то в этом роде. И он имеет тенденцию затягивать, при этом проконтролировать то, какую информацию через него получает ваш ребенок, фактически невозможно. Поэтому важно помнить, что человеческие отношения очень важны, и мы не должны учить детей находить друзей преимущественно через интернет. И другая очень важная вещь, которой должны уделить внимание родители – это научить детей любить Бога, то есть ставить Его надо всем в вашей жизни, что предполагает молитву перед едой, рассказы о праздниках и торжествах Церкви. Устраивайте праздники не только по большим торжествам, таким как Рождество, но и по меньшим поводам, как, например, день Святого Николая. И неважно, что эти праздники не отмечаются обществом, в котором мы живем. Мы ведь их отмечаем. Это очень помогает детям жить верой и нести ее в мир.
— В Казахстане был принят закон о химической кастрации мужчин, совершивших акты насилия в отношении детей. Каков взгляд Церкви на данный вопрос?
-Педофилия наиболее распространена в рамках семьи. То есть при участии друзей семьи или двоюродных-троюродных родственников. Очень многие люди не любят обсуждать этот вопрос, потому что это часть семьи. Несомненно, это страшное зло, разрушающее взаимоотношения.
В Католической церкви, преимущественно на западе, педофилия носит гомосексуальный характер, в то время как в других частях планеты это чаще всего акт насилия мужчины по отношении к юной девочке. И к большому сожалению для Церкви, гомосексуальный характер педофилии на западе связан именно с актами, совершаемыми духовенством. В основном речь идет о епископах или священниках, совершающих подобные акты по отношению не к совершенно юным мальчикам, но к юношам в подростковом возрасте. И это, конечно, незаконно, но важно знать, что эти юноши более взрослые. То есть здесь опять-таки проблема гомосексуальности, которая затрагивает в большей степени запад. Ее решением может быть более серьезный подход к осознанию священниками того, в чем заключается их призвание и призвание к святости. И в первую очередь это — любить Бога. Во-вторых, служить людям, что значит приносить себя в жертву, как и Иисус отдал свою жизнь, позволив принести в жертву свое Тело на кресте. И здесь прав Папа Франциск, указывая на проблему клерикализма, когда священники позволяют себе слишком много земных удовольствий, стараются избавить себя от лишнего стресса и давления. А когда начинаешь жить таким образом, становится проще поддаться тем вещам, которые являются запретными. Поэтому пост и ограничения, которые практикуются широко монахами, должны быть также более распространенными среди всего духовенства. Ну а во-вторых, опять-таки это является последствием сексуальной революции: отделением полового акта от естественной биологии, что подчеркивал Папа Бенедикт XVI.
Что же касается соответствующего наказания, то тут Церковь говорит о том, что увечья противоречат человеческой натуре. Если, к примеру, кто-то украл, то ему не обрубают руку, или если кто-то согрешил, демонстрируя порнографические снимки или видео, то по отношению к этому человеку не применяют химическую кастрацию. Нанесение увечий лишает человека возможности совершать плохие поступки, но не позволяет самому человеку раскаяться и исправиться. Он просто лишен возможности грешить, а это все-таки совсем разные вещи. То есть в таком случае речь идет о попытке контролировать человека, а не о попытке помочь ему исправиться. Церковь за то, чтобы дать человеку шанс раскаяться и измениться по доброй воле. Если принимать решение о химической кастрации, то тогда подобного рода действия должны совершаться и по отношению к другим видам преступлений. Поэтому если человек не способен себя контролировать и несет угрозу для общества, его можно поместить в тюрьму. Если у тебя отнимут одну руку, ты все еще можешь совершить преступление другой, а если отнимут и вторую, то ты все равно не потеряешь желания совершать плохие поступки, твой внутренний мир не изменится. Поэтому церковь не считает какой-либо вид увечья решением проблемы.
Фото обложки с сайта: www.researchgate.net