Ватикан разъясняет применение Декларации «Fiducia supplicans»

После заявления некоторых епископов и множащихся домыслов и неверных интерпретаций недавно выпущенной Декларации, Дикастерия вероучения Святого Престола разъясняет, что "Fiducia supplicans" не меняет учение Католической Церкви о браке; что епископы могут выбрать способ применения в зависимости от контекста; и что пастырские благословения не сопоставимы с литургическими и ритуальными благословениями.
Святой Престол

Полный текст коммюнике от 4 января 2024 г. представлен ниже:

«Мы выпускаем этот пресс-релиз, чтобы помочь прояснить вопросы, связанные с Fiducia supplicans, в то же время рекомендуя полностью и спокойно прочесть Декларацию, чтобы лучше понять ее смысл и цель.

1. Доктрина

Вполне понятные высказывания некоторых епископских конференций относительно документа Fiducia supplicans имеют ценность, подчеркивая необходимость более продолжительного периода для пастырских размышлений. То, что выражают эти конференции епископов, не может истолковано как доктринальная оппозиция, поскольку в документе ясно и конкретно говорится о браке и сексуальной сфере. В Декларации есть несколько бесспорных фраз, которые не оставляют в этом никаких сомнений:

«Настоящая Декларация твердо стоит на традиционном учении Церкви о браке, не допуская никаких литургических обрядов или благословений, похожих на литургические обряды, которые могли бы вызвать путаницу». В ситуациях, когда речь идет о парах, находящихся в неурегулированной ситуации, следует действовать, «не подтверждая официально их статус и не изменяя каким-либо образом многолетнее учение Церкви о браке»

«Поэтому недопустимы обряды и молитвы, которые могут создать путаницу между тем, что представляет собой брак, который является «исключительным, стабильным и неразрывным союзом между мужчиной и женщиной, естественно открытым для рождения детей», и тем, что ему противоречит. Это убеждение основано на непреходящем католическом учении о браке; только в этом контексте сексуальные отношения обретают свой естественный, правильный и полностью человеческий смысл. Доктрина Церкви в этом вопросе остается непоколебимой» (4).

«Таков же смысл Responsum Конгрегации доктрины веры, в котором говорится, что Церковь не имеет права благословлять союзы лиц одного пола» (5)

По этой причине, поскольку Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые осуществляются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если оно каким-то образом может придать форму моральной легитимности союзу, претендующему на брак, или какой-либо внебрачной сексуальной практике. (11)

Очевидно, что нельзя считать эту Декларацию хоть сколько-то отдаленной от традиционного вероучения, еретической, противоречащей Преданию Церкви или богохульной.

2. Практическое применение

Некоторые епископы, однако, высказываются, в частности, относительно практического аспекта: возможного благословения пар, находящихся в неупорядоченной ситуации. Декларация содержит предложение о кратких и простых пастырских благословениях (не литургических и не ритуальных) пар, находящихся в неурегулированном положении (но не их союзов), подчеркивая, что это благословения не литургического характера, которые не являются одобрением или оправданием ситуации, в которой оказались эти люди.

Документы Дикастерии вероучения, такие как Fiducia supplicans, в их практических аспектах могут потребовать больше или меньше времени для их применения в епархиях в зависимости от местных условий и проницательности конкретного епископа. В некоторых местах не возникнет трудностей для их немедленного применения, в то время как в других придется отложить их, отведя время для ознакомления и толкования.

Некоторые епископы, например, установили, что каждый священник должен самостоятельно выполнять распознавание в конкретных ситуациях и что он может, однако, совершать эти благословения только в частном порядке. Ничто из этого не является проблематичным, если оно выражено с должным уважением к тексту, подписанному и одобренному самим Понтификом, с желанием каким-то образом учесть содержащиеся в нем размышления.

Каждый поместный епископ, в силу своего служения, всегда обладает способность проницательности in loco, то есть в том конкретном месте, которое он знает лучше других именно потому, что это его собственная паства. Благоразумие и внимание к церковному контексту и местной культуре могли бы позволить найти различные способы применения, но не полное и окончательное отвержение этого пути, предложенного священникам.

3. Сложная ситуация в некоторых странах

Случаи некоторых епископских конференций следует понимать в контексте локальной обстановки. В некоторых странах существуют серьезные культурные и даже юридические проблемы, которые требуют времени и пастырских стратегий, выходящих за рамки краткосрочной перспективы.

Если существуют законы, согласно которым за сам факт объявления себя лицом нетрадиционной ориентации грозит тюрьма, а в некоторых случаях — пытки и даже смерть, то, разумеется, благословение было бы неосмотрительным. Очевидно, что епископы не могут желать подвергать гомосексуалистов насилию. При этом важно, чтобы епископские конференции также не поддерживали и учение, отличающееся от Декларации, одобренной Папой Римским, поскольку это непреходящая доктрина, но рекомендовали необходимость изучения и размышления, чтобы действовать с пастырским благоразумием в таком контексте.

На самом деле, существует немало стран, которые в той или иной степени осуждают, запрещают и криминализируют гомосексуальность. В этих случаях, помимо вопроса о благословениях, существует великая и обширная пастырская ответственность, включающая в себя обучение, защиту человеческого достоинства, преподавание Социального Учения Церкви и различные стратегии, не допускающие поспешного реагирования

4. Реальная новизна документа

Основным новшеством этой Декларации, которое требует усилий по принятию и от которого никто не должен отстраняться, заключается не в возможности благословения пар в неупорядоченной ситуации, а в призыве различать две разные формы благословений: “литургические или ритуальные” с одной стороны и “спонтанные и пастырские” — с другой.

В Декларации ясно объясняется, что «ценность этого документа заключается в том, что он предлагает особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, позволяя расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения».
Это «богословское размышление, основанное на пастырском видении Папы Франциска, подразумевает реальное развитие того, что было сказано о благословениях в Учительстве и официальных текстах Церкви».

В основе лежит позитивная оценка «народного пастырского попечения», выраженная во многих текстах Святейшего Отца. В этом контексте Святейший Отец призывает нас ценить простую веру народа Божьего, который, даже несмотря на свои грехи, выходит из своей повседневной жизни и открывает сердце, чтобы просить о Божьей помощи.

По этой причине, вместо благословения пар, состоящих в неурегулированных союзах, текст Дикастерии принял формат «Декларации», которая представляет собой нечто гораздо большее, чем просто ответ или письмо. Центральная тема, которая особенно призывает нас углубить и обогатить нашу пастырскую практику, заключается в том, чтобы расширить наше понимание благословений как таковых и предложить чаще уделять эти пастырские благословения, не требующие тех же условий, что и благословения в литургическом или ритуальном контексте. Следовательно, оставляя в стороне полемику, текст требует усилий для спокойного осмысления, с сердцем пастыря, свободным от всякой идеологии.

Хотя некоторые епископы на данный момент считают неблагоразумным давать подобные благословения, остается верным то, что всем нам необходимо возрастать в убеждении, что внеобрядовые благословения не являются посвящением человека или пары, которые их получают, это не оправдание всем их поступкам и не одобрение жизни, которую они ведут. Когда Папа обратился к нам с просьбой расширить понимание пастырских благословений, он предложил нам подумать о таком способе благословения, который не требовал бы наложения стольких условий для осуществления этого простого жеста пастырской близости, который является средством поощрения открытости Богу в самых различных обстоятельствах.

5. Как конкретно осуществляются эти «пастырские благословения»?

Чтобы четко отличать «пастырские благословения» от литургических или ритуальных благословений, они, прежде всего, должны быть очень краткими (см. п. 38). Это благословения длящиеся несколько секунд, без утвержденного ритуала и без книги благословений. Если два человека подходят вместе за благословением, то это следует рассматривать просто как просьбу Господу о мире, здоровье и других благах для этих двух человек, которые об этом просят. В то же время это и прошение о помощи жить в соответствии с евангельскими ценностями в полной верности, а также о том, чтобы Святой Дух освободил этих двух людей от всего, что не соответствует Его Божественной воле, и от всего, что требует очищения.

Эта внеобрядовая форма благословения, при всей простоте и краткости ее формы, не преследует цели оправдать что-либо, что не является нравственно приемлемым. Очевидно, что это не брак, но в равной степени это и не «одобрение» или подтверждение чего-либо. Это исключительно пастырский ответ на просьбу двух людей, которые взывают к Божьей помощи. Поэтому в данном случае пастырь не выдвигает условий и не интересуется интимной жизнью этих людей.

Поскольку некоторые задаются вопросом, как могут выглядеть эти благословения, давайте рассмотрим конкретный пример: представим, что среди большого количества людей, совершающих паломничество, пара разведенных людей, на этот момент состоящих в новом союзе, обращается к священнику: «Пожалуйста, дайте нам благословение, мы не можем найти работу, он очень болен, у нас нет дома, и жизнь становится очень трудной: да поможет нам Бог!».

В этом случае священник может прочитать простую молитву, подобную этой: «Господи, призри на этих детей твоих, даруй им здоровье, работу, мир и взаимную помощь. Освободи их от всего, что противоречит Твоему Евангелию, и сподобь их жить по воле Твоей. Аминь». Затем оно завершается крестным знамением каждого из двух человек.

Мы говорим о чем-то, что длится около 10 или 15 секунд. Имеет ли смысл отказывать в подобных благословениях этим двум людям, которые просят об этом? Разве не уместнее поддержать их веру, будь то малую или великую, помочь им в их слабостях божественным благословением и направить ту открытость к трансцендентному, которая могла бы привести их к большей верности Евангелию?

Во избежание каких-либо недоразумений в Декларации уточняется, что, когда благословение испрашивается парой, находящейся в неурегулированной ситуации, «хотя оно и выражено вне обрядов, предусмотренных литургическими книгами, это благословение никогда не должно совершаться одновременно с церемониями гражданского бракосочетания, и даже не в связи с ними. Оно также не может быть совершено с использованием одежды, жестов или слов, обычно использующихся на свадьбе. То же самое относится и к случаям, когда благословение испрашивается однополой парой» (п. 39). Таким образом, очевидно, что благословение не должно совершаться на видном месте богослужебного здания или перед алтарем, поскольку это также может создать путаницу.

По этой причине каждый епископ в своей епархии уполномочен Декларацией Fiducia supplicans совершать этот вид простого благословения, принимая во внимание необходимость благоразумия и осторожности, но никоим образом он не уполномочен предлагать или совершать благословения, которые могут напоминать литургический обряд.

6. Катехизация

В некоторых местах, возможно, потребуется катехизация, которая поможет каждому понять, что такого рода благословения не являются одобрением жизни, которую ведут те, кто их просит. Тем более они не являются отпущением грехов, поскольку эти жесты далеки от таинства или обряда. Это простое выражение пастырской близости, не предъявляющее тех же требований, что и таинство или формальный обряд. Нам всем придется привыкнуть к тому, что если священник дает такое простое благословение, то он не еретик, он ничего не ратифицирует и не отрицает католическое вероучение.

Мы можем помочь народу Божьему осознать, что эти виды благословений — всего лишь простые пастырские способы, которые помогают людям выразить свою веру, даже если они закоренелые грешники. По этой причине, давая благословение двум людям, которые собрались вместе и спонтанно попросили о нем, мы не освящаем их союз, не поздравляем и не одобряем эти отношения. На самом деле то же самое происходит, когда мы благословляем отдельных людей, ведь человек, просящий благословения, а не отпущения грехов, может быть великим грешником, но мы не отказываем ему в этом отеческом жесте в разгар его борьбы за выживание.

Если это прояснится в результате хорошей катехизации, мы сможем освободиться от страха, что эти наши благословения могут выражать что-то неадекватное. Мы сможем быть более свободными и, возможно, более близкими и плодотворными служителями, со служением, полным жестов отцовства и близости, без страха быть неправильно понятыми.

Мы просим новорожденного Господа излить щедрое и милостивое благословение, чтобы мы могли прожить святой и счастливый 2024 год».

Виктор Мануэль Кардинал Фернандес
Префект Дикастерии вероучения Святого Престола

Монс. Армандо Маттео
Секретарь доктринального отдела

Обзор и полный текст Декларации Fiducia supplicans (русский язык) доступен по ссылке >>>

Перевод: Католическая информационная служба Центральной Азии

Если вам понравилась эта публикация, просим порекомендовать ее друзьям, поделившись ссылкой в социальных сетях или мессенджерах:

Facebook
Вконтакте
Одноклассники
WhatsApp
Распечатать

Подпишитесь на нас в YouTube,  ВконтактеFacebook или  Instagram, чтобы не пропустить новые материалы, видео и трансляции

Прокрутить вверх