Посыпание головы пеплом
Обычай посыпать головы пеплом имеет давнюю традицию в Церкви, восходящую к V веку. В начале Великого поста те, кто совершили тяжкие грехи, исповедали их епископу, а он признавал их так называемое «состояние кающихся». После исповедания грехов их выводили из храма, что символизировало изгнание Адама и Евы из Рая.
Перед храмом их облачали в покаянные одежды, которые они должны были носить на протяжении всего поста, и посыпали их головы пеплом. Публичный характер покаяния проистекал из убеждения, что грех никогда не является личным делом человека, а является раной, нанесенной всей общине, а поэтому и примирение человека с Богом и братьями должно происходить в общине.
Однако сам жест посыпания головы пеплом или пылью с земли намного старше. Его знали и другие религии и культуры Средиземноморья. Мы также находим это на страницах Ветхого Завета. В Библии это знак покаяния, но также и траура. Поэтому в нашей католической традиции его сопровождают слова, взятые именно из Священного Писания.
Все произошло из праха и все возвратится в прах
Пепел — это остатки того, что перестало существовать. Мы созданы из праха земного и в конце концов превращаемся в него. Речь идет не столько о том, чтобы бояться смерти, сколько о том, чтобы вырваться из нашей повседневной рутины и осознать какую-то основную, часто забываемую или даже отрицаемую истину. Какую? Что все, за чем мы гонимся, это еще не все!
То, о чем я так много забочусь каждый день, не будет длиться вечно. Однажды это развалится, пройдет, износится. Есть более важные вещи, и именно на них мне нужно переориентироваться. Великий пост — время пересмотреть наши приоритеты.
Покайтесь
Пепел рыхлый и воздушный. Как и мы. Против наших тщательно сконструированных миражей собственной выносливости, настойчивости, всякого соблазна самодостаточности и самосохранения, этот пепел должен стать символическим противоядием. Он говорит нам: вы — пыль, песок, глина.
Ваши добрые намерения и решения сами по себе быстро разлетятся, как пепел на вашей голове. Только Бог может придать этой пыли твердость камня. Только Божественный гончар может превратить эту глину в прочный сосуд для Своей благодати. Покайтесь! На языке Библии это означает: измените свое мышление!
Пост — это время, чтобы изменить свое мышление. Я думаю о себе как о духовном спортсмене, а о Боге — как о тренере или судье, который должен быть доволен правильными результатами. Пришло время думать о себе как о прахе, из которого только Бог может сделать что-либо значимое. Видеть, как все мои усилия и прыжки в конце концов превращаются в пепел. И только в руке Божьей этот пепел может стать бриллиантом.
Веруйте в Евангелие!
Пепел — это остатки того, что сгорело. Пепел на голове напоминает мне, что Пасха, к которой мы приближаемся во время Великого поста, — это печь, огонь Божий. У каждого из нас своя Пасха. Все проходят через такую печь. Что моего будет спасено? Из моих добрых побуждений, благочестивых желаний? Сколько моих слов, поступков и решений выдержит час испытания?
Наверное, не так уж и много. И все же это знак надежды. Потому что я не иду через эту Пасху один. Я иду со Христом, который первым прошел этот путь ради меня. Евангелие — это благая весть о Его победоносном переходе через смерть к жизни. О том, что Он имеет власть возродить меня даже из горстки пепла. Он, Истинный Феникс, который первым восстал из пепла смерти.
Завершить эту статью-размышление хочется словами святого Иоанна Павла II, который так резюмировал глубину смысла, скрытого за пеплом:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». Мы слышим эту мольбу, эхом отражающуюся в наших сердцах, а через несколько мгновений мы подойдем к алтарю Господнему, чтобы принять пепел на чело свое в соответствии с очень древней традицией. Этот акт является важным знаком обращения и внутреннего обновления. Само по себе это простой литургический обряд, но очень глубокий по своему покаянному смыслу: им Церковь напоминает человеку, верующему и грешнику, о его слабости перед лицом зла и особенно о его полной зависимости от безграничного величия Бога».