Страстная неделя в христианской культуре: Великая Среда

Страстная неделя в христианской культуре: Великая Среда

В Великую Среду мы слышим о предательстве и о том, как прославится Сын Человеческий. Как мы упоминали ранее, начиная с Великого Вторника, каждый день до Страстной Пятницы, мы будем слышать о Тайной Вечере. В Великую Среду предающий Иисуса спросит: «Не я ли, Равви?». На что Иисус ответит: «Ты сказал».

Сегодня речь пойдёт об Иуде. Но для начала обратимся к Евангелию этого дня:

“И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал”. (Матфей 26: 21-25).

Страстная неделя в христианской культуре: Великая Среда

Сегодня мы рассмотрим ближе шедевр христианского искусства — Караваджо «Поцелуй Иуды». Визитной карточкой Караваджо является особая игра света, благодаря которому картина будто оживает. Это эмоциональное полотно, раскрывающее палитру эмоций героев. Иуда насильно обнимает Иисуса, пытаясь поцеловать его. Отметим, что движение осуществляется с правой стороны. За Иудой находятся стражники храма, которые пытаются схватить Иисуса. За Иисусом стоит Его ученик, подняв в отчаянии руки вверх. Он смотрит наверх, он видит крест. Многие критики предполагают, что это апостол Иоанн. Таким образом, он видит то, что ему предстоит пережить под крестом Иисуса.

Необычный ход делает Караваджо, изображая молодого человека за двумя солдатами. Он пытается понять, что происходит, на его лице изображено крайнее удивление. Именно благодаря ему сцена освещена, свет падает сверху. Мы ещё вернёмся к этому молодому человеку.

Искусство в эту эпоху должно было вызвать эмоции: страх, милосердие, доброту. Следовательно, зритель является частью этой картины.

Посмотрим на Иисуса. Его губы не замкнуты, Он говорит. Возможно Он спрашивает Иуду, поцелуем ли он предаёт Сына Человеческого? Иисус не отвечает на объятие, его руки скрещены. Существуют разные версии относительно того, почему у Иисуса скрещены руки. Одна из них гласит: «не отвечать злом на зло».

Страстная неделя в христианской культуре: Великая Среда

Главные герои этой сцены не смотрят друг на друга. Иисус не смотрит на Иуду. Казалось бы, Иуда смотрит прямо на Иисуса, но Караваджо изобразил его слепым. Иисус же не смотрит на него, чтобы Иуда не почувствовал себя осуждённым.

Перейдём к солдатам, точнее к их брони. Они защищены металлической бронью, как и их сердца, которые не понимают, что делают.

Вернёмся к Иуде. У него нет характерных для него атрибутов: верёвки или мешка с деньгами. Это просто человек. Единственная вещь, которая остаётся неизменной у Иуды – жёлтая туника. Жёлтый цвет означает предательство, обман. Иисус же одет в красную тунику, с него спадает синий плащ.

Вернёмся к молодому человеку, держащему лампаду. Это портрет самого Караваджо. Он смотрит на Истинный Свет, чтобы быть освещённым. Каждый зритель, участвуя в сцене выбирает что сделать с Иисусом. А что бы сделали мы?

Текст: Алевтина Самусева

По материалам: Паоло Скуиццатто

Фотографии: Wikimedia Commons: Martin H.; @lorettaromildo via Twitter

Католическая информационная служба Центральной Азии

Если вам понравилась эта публикация, просим порекомендовать ее друзьям, поделившись ссылкой в социальных сетях или мессенджерах:

Facebook
Вконтакте
Одноклассники
WhatsApp
Распечатать

Подпишитесь на нас в YouTube,  ВконтактеFacebook или  Instagram, чтобы не пропустить новые материалы, видео и трансляции

Прокрутить вверх