Не раз в наших размышлениях мы называли смирение сосудом или чашей любви. Чаша сама по себе может иметь определённую ценность, может быть произведением искусства, изготовленным из драгоценного металла, и всё же она выполняет своё назначение лишь тогда, когда наполняется вином, когда она исполнена Кровью Христа. Только тогда, во время Евхаристии, чаша действительно является собою, обретает своё истинное достоинство, свою совершенную красоту.
Поэтому и смирение можно полностью понять лишь тогда, когда оно исполнено любовью и почитанием Бога. Смирение без Бога – это что-то неполное, незрелое. Только находясь в общении с Богом, человеческая личность обретает свою истинную ценность, своё полное значение, свою гармонию и реализацию. Любое стремление к истине, каждое унижение самого себя в служении и каждая жертва находит в Боге свою настоящую, действительную ценность. Без Бога нельзя быть смиренным. Без любви смирение пусто, даже мертво.
Любовь и смирение неразделимы. Смирение объясняет любовь, а любовь даёт полный смысл жизни в смирении. Через смирение любовь сохраняет равновесие, ходит по земле, а не витает в облаках, делается конкретной, а не теряется в чувствах. Через любовь смирение становится человечным, тёплым и жизненным. Любовь даёт ему улыбку и свет, даёт ему сердце и цветы. Пусть же они живут всегда в единстве! Да благословит Господь их „супружество“ множеством детей – многочисленными добродетелями!
Домашнее задание. Ответьте на вопросы:
- Наполнено ли мое смирение любовью?
- Храню ли я свою любовь в чаше смирения?
- Мои отношения с Богом помогают ли мне становиться более зрелым и меняться к лучшему во всех измерениях моей жизни?
- Какова моя любовь к Богу, стоит ли она на прочном основании, есть ли в ней человечность?