На нас лежит «ежедневная ответственность» за то, чтобы «нести Евангелие тем, с кем мы встречаемся, будь то наши соседи или совершенно незнакомые люди»,- сказал Папа Франциск в своем апостольском увещевании «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия»). «Быть учеником значит постоянно быть готовым нести другим любовь Иисуса, причем спонтанно в любом месте: на улице, городской площади, на работе, в поездке», — отметил он (EG, 127 ). Он даже объяснил, как именно это делать в современном мире (рекомендуем найти в интернете и прочитать этот документ – там немало полезных советов для верующих).
Но мы все равно колеблемся и не спешим свидетельствовать о Боге и Его любви, стесняемся перекреститься публично, а порой даже в своем собственном доме, не говоря уже о том, чтобы «выйти за пределы». Почему так? Вот несколько предположений, которые могут стать ответом, как это исправить:
1. Мы не сосредотачиваемся на Иисусе Христе.
Слишком часто мы ведем все наши «религиозные разговоры» о земном состоянии Церкви, а не об Иисусе. Нам удобнее говорить о ней – это все равно, что говорить о корпорации, команде или политической партии, к которым мы привыкли. Но, как сказал Папа Бенедикт XVI, «быть христианином — это не результат этического выбора или возвышенной идеи, но встреча с событием, личностью, которая открывает перед жизнью новые горизонты и определяет направление».
Единственная причина, по которой земная Церковь важна, заключается в ее происхождении, которым является Христос на земле, ее средствах, которыми является Христос в таинствах, и ее цели, которой является Христос в вечности. А это, кстати, и есть Евангелие: Бог пришел к нам, пребывает с нами и ждет нас впереди.
2: Мы знаем, ПРОТИВ чего выступает Церковь, но не знаем, ЗА что она.
Вы бы присоединились к организации, потому что она очень критикует всех вокруг, но при этом сама ничего не делает? Я бы не стал. На самом деле, я покинул некоторые оффлайн-сообщества и соцсети, потому что мне это было не нужно.
Церковь так много делает для мира, о чем мы, ее последователи, никогда не упоминаем или делаем это очень редко, промежду прочим. Чтобы напомнить: в разных странах мы служим, лечим и учим людей любой расы, религии и социального положения. Церковь внесла огромный вклад в науку, образование, медицину, культуру и искусство. Обязательно поинтересуйтесь и узнаете как много всего реализуется при участии Церкви прямо сейчас на всей планете. Но самое главное — мы несем Иисуса Христа бесчисленному количеству людей, наполняя их миром, превосходящим всякое понимание.
3: Наши сомнения больше, чем наши убеждения.
Одна из основных причин, по которой мы не проповедуем Евангелие, заключается в том, что мы как бы сомневаемся во всем этом. Реален ли Иисус? Таинства имеют смысл? Действительно ли вера помогает, а не мешает жить людям? Может Церковь морально устарела? Это недостаток веры, и есть три способа преодолеть проблемы такого рода.
Первый — молиться. Очень искренне скажите: «Господи, я хочу верить. Я просто не знаю как. Помоги моему неверию!». Одна из монахинь рассказала о прекрасном способе молиться даже через сомнения. Она посоветовала представить себя наслаждающимся прогулкой по вашему любимому месту или возвращающимся домой откуда-то. Вдруг вы слышите кого-то позади себя и оглядываетесь. Это Иисус. Он подходит к вам и спрашивает о вашей жизни. Расскажите Ему все, пока идете рядом. Через некоторое время вы подходите к скамейкам, на которых можете сесть друг напротив друга. Вы садитесь, смотрите Ему в лицо, и Он спрашивает: «А теперь расскажи мне о всем том, о чем избегал говорить, пока мы шли».
Ой. Всякий раз, когда я прохожу через это, я в конце концов рассказываю Ему, о своих настоящих сомнениях. Затем я делаю еще два шага: говорю о своих сомнениях с кем-то, кому доверяю, иногда со священником или монахиней, которые хорошо разбираются в том или ином, а также ищу ответы на католических ресурсах. Очень часто сомнения появляются от элементарного непонимания темы. Но если же что-то продолжает вызывать у нас неопределенность – стоит обратиться к 1 способу.
4: Мы слишком стесняемся говорить о Боге.
Обычно есть две причины, по которым мы стесняемся говорить о чем-то: наша самооценка либо слишком низкая, либо слишком высокая. Если она слишком низкая, мы думаем, что люди не захотят слушать то, что мы говорим, а это просто неправильно. Практикуйтесь в мелочах и работайте над более сложными вещами. Начните с описания крещения или венчания, на котором вы были, или другого таинства. Расскажите что-нибудь о проповеди. Вы будете удивлены, обнаружив, что для большей части людей такого рода разговоры будут вполне интересны, кто-то даже проявит любопытство и задаст вопросы. Нормально сказать, что вы не знаете всего, но можете выяснить это.
Если наша самооценка слишком высока, мы не хотим, чтобы «разговоры о религии» мешали тому стилю, который мы создали для себя. Мы боимся, что это может изменить мнение о нас. Но этом способ неэффективен. Во-первых, люди, вероятно, знают, что мы верующие, и будут считать, что мы просто стыдимся этого. Во-вторых, наша вера не может мешать нашей жизни, потому что должна быть частью нашей идентичности. В обоих случаях нам нужна добродетель надежды: вера в то, что Бог позаботится о нас, если мы будем делать то, что Он говорит. Попытайся. А Он будет действовать.
5: Мы предпочитаем «кружки по интересам» и «бункеры» грешникам и служению.
Иногда мы не благовествуем, потому что, честно говоря, нас устраивает существующий статус-кво. Нам нравятся люди в нашем уютном кругу. Но не очень хочется выходить «на периферии» вне этих границ «комфорта». На самом деле, мы можем даже думать об этих людях как о противниках, которых нужно победить, а не о душах, которых нужно достичь.
Что ж, это неверное представление. Как сказал Папа Франциск в одном из своих интервью: «я вижу Церковь как полевой госпиталь после битвы». Да, есть истина, которую нужно защищать, и ложь, которую нужно свергнуть. Но люди, которых мы знаем, пострадали от лжи секуляризма и могут быть исцелены только любовью Христа, а не нашим отвращением.
Мир нуждается не в «актерах веры» или теоретиках, лишь рассуждающих о вере, а практики, которые свидетельством собственной жизни несут Христа тем, с кем живут, дружат, работают или учатся. Попробуйте посмотреть на себя, как того, кто помогает Богу строить Его Царство, а не того, чья миссия «раствориться» в толпе. Наше христианство должно быть 24х7, а не частичной занятостью, пока мы находимся в храм. Пустите Бога во все сферы своей жизни и вы увидите, как Он способен все преобразить.